Квантовая интерференция помогла проконтролировать ультрахолодную химическую реакцию
Физики продемонстрировали управление скоростью химической реакции между ультрахолодными молекулами и атомами с помощью магнитного поля. Эффект основан на точной настройке резонанса Фешбаха, который возникает при интерференции Фабри — Перо волновой функции в ван-дер-ваальсовом потенциале. Исследование опубликовано в Science.
Охлаждение атомов до сверхнизких температур открыло дорогу к созданию ультрахолодной химии. Уменьшение кинетической энергии пойманных в ловушки атомов и молекул, позволило тщательно контролировать химические реакции, некоторые из которых не были бы возможны при обычных температурах. Рекордно холодная химическая реакция, известная на сегодняшний день, произошла при температуре 500 нанокельвин.
Среди прочего ученые изучают вопрос о том, как можно повлиять на скорость таких химических реакций. В первую очередь их интересует распад таких молекул, поскольку их сохранение имеет практическое значение для эффективности экспериментов ультрахолодной химии. Сегодня физики уже умеют защищать молекулы с помощью электрических полей и микроволнового излучения, но поиск новых физических принципов, которые могли бы повлиять на скорость химических реакций в ультрахолодных условиях продолжается.
Физики из Канады, Нидерландов и США под руководством Вольфганга Кеттерле (Wolfgang Ketterle) из Массачусетского технологического института сообщили, что им удалось реализовать новый способ управления вероятностью распада молекулы, основанный на квантовой интерференции Фабри — Перо налетающего на нее атома в ван-дер-ваальсовом потенциале. Кеттерле был одним из физиков, впервые получивших конденсат Бозе-Эйнштейна в разреженных газах атомов щелочных металлов за что в 2001 году он был удостоен Нобелевской премии. С тех пор его группа исследовала множество интересных явлений, происходящих в ультрахолодных