Федор Федотов — о победе в «Ледниковом периоде» и о «Серебряных коньках»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Федор Федотов. Мой "Ледниковый период"

Я заставил себя успокоиться, записал в дневнике: "Федя, тут никто с тобой не соревнуется. Все делают общее интересное для всех дело, хотят сделать его хорошо. И никто не собирается тебя потопить, не бойся".

Виктория Катаева

Фото: Мари Маркина/из архива Ф. Федотова

«Ледниковый период» наступил в моей жизни совершенно неожиданно. Это был настоящий снег на голову. Еще в середине лета я и подумать не мог, что осенью мне предстоит на три месяца перебраться в Москву и сменить размеренный питерский ритм на бешеный московский, с которым, честно говоря, не очень-то справляюсь психологически и физически.

Ничего не имею против Москвы, да и странно было бы: столица, настоящий мегаполис, жизнь здесь кипит, и актерской работы гораздо больше, чем в моем родном и обожаемом Питере. Но постоянно жить в Москве мне было бы тяжело. Я бы очень быстро сошел с ума от этих неохватных расстояний, которые надо ежедневно одолевать, от толчеи, шума всего этого общего московского...

А самое главное — я страшно скучал по своим, они же все у меня в Питере: родители, брат, бабушка с дедушкой. Настя, моя жена, несколько раз меня навещала, но потом-то она все равно уезжала, а я оставался один в съемной квартире. Конечно, старался быть на связи, но каждый раз брал в руки телефон и думал: вот сейчас они спросят «Ну как там у тебя?» — а что я отвечу? Про тренировки стану рассказывать? Это процесс рабочий, будничный, совсем не романтичный. А кроме тренировок (ну и выступлений под эфир раз в неделю, конечно) в моей жизни в эти три месяца больше ничего не происходило.

Будни буднями, но с другой стороны — все это стало для меня настоящей сказкой. Ведь правда сказочная история получилась! Я же смотрел «Ледниковый период» по телевизору в детстве, да и студентом тоже им очень интересовался: кто с кем катается, кто побеждает. А теперь сам сижу на диванчике для участников со своей прекрасной партнершей Таней Волосожар, слышу похвалу Татьяны Анатольевны Тарасовой, ее щедрые «шесть-ноль с плюсом», и не верю ни ушам своим, ни глазам. И тем более я даже мечтать не мог, вот честное слово, что мы выйдем победителями.

Слышу похвалу Татьяны Анатольевны, ее щедрые «шесть- ноль с плюсом», и не верю ни ушам своим, ни глазам. Председатель жюри проекта «Ледниковый период» Татьяна Тарасова. Фото: Максим Ли/Пресс-служба Первого канала

— Мне всегда казалось со стороны, что самое сложное и страшное в фигурном катании — это поддержки. Действительно так?

— В театральной академии (Федор окончил РГИСИ — Российский государственный институт сценических искусств — в Санкт-Петербурге. — Прим. ред.) у нас были среди прочего занятия акробатикой, и там мне доводилось поднимать однокурсниц. Правда не на коньках, не на льду, а в гимнастическом зале и на полу — на спортивных матах для страховки. Обстоятельства разные, но техника по сути одна и та же. Надо понять эту технику, поймать ее, физически усвоить, закрепить на постоянных тренировках — и тогда поддержка перестанет казаться такой уж сложной задачей. Хотя спина после нее порой побаливала, а времени на массаж и расслабляющие процедуры просто не оставалось.

Физические нагрузки на «Ледниковом периоде» оказались, конечно, колоссальными, но я был к ним готов, потому что с детства серьезно занимался спортом. На тренировках сначала самостоятельно разминался, потом приезжала моя прекрасная олимпийская партнерша — и тогда уже начиналась плотная работа с постановщиками или наша с ней вдвоем. Проходили новый номер раз за разом, что-то меняли, усложняли. И так три месяца — неделя за неделей. Ну и что такого увлекательного я мог рассказывать своим родным? Сам номер они потом все равно видели по телевизору.

— Приезжая на съемки «Ледникового периода» как журналист, я слышала, что некоторые актрисы — участницы проекта ворчали за кулисами, мол, конечно, он спортсмен с опытом на льду, а мы без опыта, нечестное получается соревнование. «Кроме того, — говорили они, — у Федора за плечами проект «Серебряные коньки», где он отточил навыки катания». Что скажете на это?

— Хоккейный опыт у меня был, это правда: я играл в команде «Смена» в Петербурге, даже был капитаном. В «Серебряных коньках» снимался в привычных мне хоккейных коньках, а в некоторых сложных ледовых сценах меня, как это часто бывает в кино, заменял дублер.

Важно понимать, что хоккейные и фигурные коньки совсем не одно и то же, и перейти с одних на другие — это не просто переобуться у бортика. В каком-то смысле переучиваться даже труднее, чем начинать с нуля. Там же совсем разная «физика», и если ты, не подумав, поставишь ногу как привык в хоккее, а не как надо в фигурном катании — сразу полетишь на лед носом вперед. Я и летал поначалу на тренировках, ох как летал...

Кстати, у великого нападающего Алексея Яшина, игрока НХЛ и чемпиона мира, хоккейные навыки куда основательнее, чем у меня, но не думаю, что несколько лет назад, участвуя в «Ледниковом периоде», он оказался на особом положении. Нет, Яшин сражался со всеми на равных. Вот и я тоже.

Спору нет, «Ледниковый период» — это соревнование: пары выступают поочередно, судьи их оценивают, кто-то выбывает, кто-то продолжает. Но для меня, вот честно, с самого начала главным было не «кто кого». Это же не футбол и не хоккей. Мы не в чемпионате участвуем, а исполняем свои маленькие ледовые спектакли — судьи их смотрят, замечают, кто из артистов «забыл свои слова», кто «спутал мизансцену» или вышел сегодня играть не с той ноги... Ну и художественные пристрастия у судей разные, как и у зрителей. То есть я внутренне перевел не очень знакомый мне язык фигурного катания на родной и понятный язык театра. И сам для себя разбирал каждое свое выступление, как делаю это после спектакля: что пропустил, где недобрал, за чем нужно в дальнейшем последить.

Профессионалам фильм тоже понравился: «Серебряные коньки» удостоились награды престижной кинопремии «Золотой орел» как лучший полнометражный фильм года. Слева направо: Михаил Шеломенцев — Граф, я в роли Матвея, Василий Копейкин — Муха и Бато Шойнжонов — Чингиз. Фото предоставлены пресс-службой компании «Централ партнершип»

— А какая обстановка в целом царила за кулисами проекта?

— В отличие от интернет-страниц, где кипели страсти и шли чуть ли не военные действия, у нас, участников, сложились не просто мирные, а доброжелательные и порой дружеские отношения. Никаких интриг, злорадства, сплетен за спиной. Я, во всяком случае, ничего такого не замечал.

Особенно подружился с Гелой Месхи. Он и артист потрясающий, и человек прекрасный — открытый, способный искренне сопереживать и радоваться за другого. Я смотрел все его выступления, а он смотрел мои, после очередного номера мы звонили друг другу и делились впечатлениями. Как раз Гела впервые встал на коньки — и падал на тренировках так, что я, видя это, порывался бежать и вызывать скорую помощь. Но он всякий раз поднимался со словами «я в порядке» и, сжав зубы, продолжал. Гела мог сколько угодно раз упасть на прогоне, а потом выходил на выступление и делал все блестяще.

С остальными участниками у меня тоже сложились прекрасные отношения.

— Мне показалось, что в «Ледниковый период» вас изначально пригласили благодаря успешной ленте «Серебряные коньки», в которой вы сыграли главную роль. Это действительно так?

— Успех этого фильма заметно повлиял на мою актерскую занятость: предложений стало гораздо больше. Но когда меня пригласили в сериал «Последний аксель» (он вышел в декабре на интернет-платформе MEGOGO), мы с моим агентом Митей Савельевым поначалу сомневались, стоит ли принимать это предложение. Так ведь недолго заработать амплуа «актер на коньках». Потом посовещались и решили, что опасаться нам пока нечего.

На съемках сериала «Последний аксель» с Еленой Подкаминской. Я сыграл фигуриста одиночника и вот там впервые встал на фигурные коньки. Вернее, пытался на них стоять в кадре. Фото: Илья Галстанг/Пресс-служба компании «Megogo Россия»

В «Последнем акселе» я сыграл фигуриста-одиночника и вот там впервые встал на фигурные коньки. Вернее, пытался на них стоять в кадре. Получалось плохо, и я, тогда еще не понимая разницы между коньками фигурными и хоккейными, о которой уже сказал, искренне недоумевал: как так?! Я же всю жизнь на льду, папа привел меня в секцию, когда мне было три года, даже чуть меньше. И тут вдруг ничего не выходит. Было обидно до слез!

Делать из меня профессионального фигуриста у съемочной группы «Акселя» времени не было, так что опять выручали дублеры. Хореографа в этом сериале играл Алексей Ягудин. Он наблюдал за моими ледовыми потугами, я примерно представлял, что он о них думает, — и поэтому сильно удивился, когда после одной смены он вдруг сказал мне: «Завтра позвоню Илье Авербуху, чтобы он позвал тебя в «Ледниковый период». Видимо, слово сдержал, потому что через неделю раздался звонок из штаба Авербуха: меня пригласили на встречу с ним.

Хореографа в этом сериале играл Алексей Ягудин. Он наблюдал за моими ледовыми потугами, я примерно представлял, что он о них думает. Фото: Юрий Феклистов/7 дней

Я прилетел в Москву, пришел на каток. Подошел Илья, предложил мне сделать кружок на коньках. Я прокатился как умел. Он снял это на видео и сказал: «Все понятно. Работаем». Наша установочная встреча уложилась минуты в четыре с половиной, сложности начались потом.

У меня в тот момент было в работе несколько проектов, я не мог отказаться от взятых обязательств, да и не хотел. Мы с агентом трезво прикинули свои возможности и поняли, что графики не разрулить. Митя поделился нашими трудными обстоятельствами с менеджерами «Ледникового периода». На следующий день звонок. Номер неизвестный, но голос я раньше уже слышал: «Федя, привет, это Илья Авербух. Я в курсе твоей ситуации. Не волнуйся, подстроим график тренировок под твою занятость. Хочу, чтобы ты участвовал, ты нам нужен».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй
10 лучших комнатных деревьев, которые освежат интерьер дома 10 лучших комнатных деревьев, которые освежат интерьер дома

Домашние деревья, которые могут стать акцентным элементом интерьера

Cosmopolitan
Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...» Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...»

Режиссеры находятся в плену ролей, которые я когда-то сыграла

Коллекция. Караван историй
15 эффективных способов сэкономить деньги практически на всем 15 эффективных способов сэкономить деньги практически на всем

Простые, но разумные советы, которые помогут избежать лишних трат

Популярная механика
Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков

Большое интервью с создательницей «Марафона желаний» Еленой Блиновской

Коллекция. Караван историй
Растительная революция: почему новое поколение выбирает «гамбургер с грядки» Растительная революция: почему новое поколение выбирает «гамбургер с грядки»

Как меняются модели потребления мясных продуктов у разных поколений

РБК
Лимонов и женщины Лимонов и женщины

Любовные успехи Лимонова легендарны. В любви он преуспел

Esquire
Лучше обычного газона: 20 неприхотливых почвопокровных растений Лучше обычного газона: 20 неприхотливых почвопокровных растений

Эти растения могут предотвратить появление сорняков на участках твоей дачи

Cosmopolitan
Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente» Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente»

Самобытный, разноплановый российский актер Борис Хвошнянский

Коллекция. Караван историй
Почему Сахара — далеко не самая большая пустыня на Земле Почему Сахара — далеко не самая большая пустыня на Земле

Мы привыкли думать, что огромный океан песка. Однако, это не так

ТехИнсайдер
Лососевый тупик Лососевый тупик

В России из-за сокращения поставок кратно увеличились цены на семгу и форель

Эксперт
В смартфон встроили анаморфный объектив и вытянутую матрицу В смартфон встроили анаморфный объектив и вытянутую матрицу

Модуль камеры для смартфонов с анаморфной и перископической оптической системой

N+1
Мультипликатор Антон Дьяков: Анимация может быть яркой, хлесткой, борзой Мультипликатор Антон Дьяков: Анимация может быть яркой, хлесткой, борзой

Интервью с мультипликатором Антоном Дьяковым

СНОБ
15 шагов к уверенности: как преодолеть застенчивость 15 шагов к уверенности: как преодолеть застенчивость

Человек своими действиями способен помочь себе преодолеть чувство самоуничижения

Psychologies
Луноход обнаружил загадочные стеклянные шарики на обратной стороне Луны Луноход обнаружил загадочные стеклянные шарики на обратной стороне Луны

Китайская миссия Yutu-2 сделала ещё одно открытие на обратной стороне Луны

Популярная механика
7 онлайн-сервисов, помогающих найти психотерапевта 7 онлайн-сервисов, помогающих найти психотерапевта

Несколько сервисов, которые помогут подобрать специалиста по психотерапии

Esquire
Какие растения любят подкормку из яичной скорлупы: удобрение, о котором должен знать каждый дачник Какие растения любят подкормку из яичной скорлупы: удобрение, о котором должен знать каждый дачник

Многие собирают скорлупу для подкормки растений, но используют её неправильно

Популярная механика
Зигзаг удачи: история Эдди Чапмена — разведчика, обманувшего абвер Зигзаг удачи: история Эдди Чапмена — разведчика, обманувшего абвер

Эдди Чапмен — вор, мот, уголовник, бабник и двойной агент

Esquire
ТОП-5 самых стильных сериалов ТОП-5 самых стильных сериалов

Эти фильмы смотрят, чтобы вдохновиться модными образами героинь

Лиза
Конец гангстерского мира: как «Клан Сопрано» цитировал «Крестного отца» и деромантизировал мафию Конец гангстерского мира: как «Клан Сопрано» цитировал «Крестного отца» и деромантизировал мафию

Чем похожи и чем отличаются «Клан Сопрано» и «Крестный отец»

Esquire
Циркулярными ридберговскими состояниями научились управлять с помощью света Циркулярными ридберговскими состояниями научились управлять с помощью света

Физики показали возможность управления циркулярными ридберговскими состояниями

N+1
Следы на песке: история автопробега Андре Ситроена через Сахару Следы на песке: история автопробега Андре Ситроена через Сахару

Андре Ситроен и внедорожник от инженера Николая II в автопробеге через Африку

Esquire
В Сербии обнаружили останки древнейших балканских неандертальцев В Сербии обнаружили останки древнейших балканских неандертальцев

Археологи подтвердили существование неандертальцев на Балканах

N+1
Что вы не знали о божьих коровках: занимательные факты Что вы не знали о божьих коровках: занимательные факты

Божьи коровки — знакомые и любимые создания, но в них есть нечто большее

Популярная механика
Второй раз, но навсегда: история любви Фёдора Бондарчука и Паулины Андреевой Второй раз, но навсегда: история любви Фёдора Бондарчука и Паулины Андреевой

Невероятная и полная тайн историю любви Паулины Андреевой и Фёдора Бондарчука

VOICE
Почему Эйнштейн не сослался на опыт Майкельсона? Почему Эйнштейн не сослался на опыт Майкельсона?

Максвелл не сомневался, что всё пространство во Вселенной заполнено эфиром

Наука и жизнь
Чтение Чтение

Первый рассказ рубрики написан самим Лимоновым, второй – Даниилом Духовским

Esquire
Молодую женщину льяловской культуры похоронили вместе кинжалом из лосиной кости Молодую женщину льяловской культуры похоронили вместе кинжалом из лосиной кости

Археологи исследовали костяной инвентарь эпохи неолита

N+1
7 советов, которые помогут ускорить процесс жиросжигания в области живота 7 советов, которые помогут ускорить процесс жиросжигания в области живота

Жир в области талии – упрямый, рассказываем, как его перехитрить

Популярная механика
Все ради искусства: 5 фильмов, для съемок в которых актеры занимались реальным сексом Все ради искусства: 5 фильмов, для съемок в которых актеры занимались реальным сексом

Эти актеры и актрисы отдались картине без остатка

Playboy
Открыть в приложении