Кругом агенты: почему теперь можно назвать инагентом практически любого
Законопроект о СМИ-иностранных агентах, под который подпадают и физические лица, открывает безграничные возможности для интерпретации. Надежда лишь на то, что он окажется нежизнеспособным из-за собственных противоречий
На прошлой неделе Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект № 345523-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации«». 25 ноября законопроект был одобрен Советом Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он «разработан в целях совершенствования правого регулирования распространения массовой информации иностранными средствами массовой информации». Статья 1 законопроекта предусматривает правки в пункт 3 ст. 6 Закона о СМИ, который и регулирует вопрос, кто же может стать СМИ-инагентом.
Как стать иностранным агентом?
К сожалению, в законопроекте ответ на центральный вопрос — когда человек может стать СМИ-инагентом? — урегулирован крайне смутно. Сначала статья 6 Закона о СМИ в новой редакции дает широкое определение, согласно которому любой человек, получающий иностранное финансирование и распространяющий информацию для неопределенного круга лиц, может быть признан СМИ-инагентом.
Затем статья снова возвращается к вопросу физлиц-инагентов, определяя их как людей, которые получают финансирование из иностранных источников и распространяют материалы СМИ-инагентов или их российских «дочек», а также участвуют в их создании. Пока в списке СМИ-инагентов такие издания как «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии» и телеканал «Настоящее Время». Однако из текста статьи не следует, что только эти люди подпадают под определение СМИ-инагента. Поэтому потенциально у правоприменителя есть возможность применять закон широко. В этом случае назвать инагентом можно любого человека, который:
- Распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- Получает деньги или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.
Таким образом, если человек распространяет информацию, — например, пишет в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или во «Вконтакте», снимает ролики для канала в YouTube или дает комментарий СМИ, — он уже соответствует первому критерию. Законопроект не дискриминирует контент: любое сообщение, предназначенное для широкой публики, подпадает под первый критерий агентства. Не важно, провластное это высказывание, оппозиционное или мнение о том, как выращивать саженцы яблонь.
Под второй критерий подпасть тоже просто. Достаточно получить дивиденды от иностранных акций, доход от сдаваемой квартиры в Минске, компенсацию расходов от организаторов международной конференции. А если человек, например, работает с иностранными компаниями, их российскими «дочками» или иностранными гражданами, и еще за это получает деньги, то второй критерий «агентства» тем более налицо. Важно, что за свои услуги человек получает оплату из иностранных источников или от российской организации с иностранным финансированием.