Крипто-арт: будущая реальность
В Нью-Йорке 9 ноября пройдут торги аукционного дома Christie’s, на которых будет представлено произведение Beeple — звезды в области цифрового искусства. Нынешней весной с продажи его работы начался взрывной рост рынка крипто-арта. Мощным толчком развития послужили всеобщая цифровизация и коронакризис. В эпоху метавселенных обладание предметами виртуального искусства становится неотъемлемой частью цифрового мира. О его истоках, особенностях и перспективах размышляет парижский арт-обозреватель «Сноба» Маша Маскина
Цифровое искусство
Цифровое искусство зародилось еще в 60-х годах XX века. В эту эпоху художники начали сотрудничать с инженерами и экспериментировать с новыми формами, создавая арт-объекты с помощью компьютерных технологий. Но цифровые произведения было сложно коллекционировать — и рынка практически не существовало. Главная проблема заключалась в том, что невозможно было доказать авторство, а также непонятно, как произведение хранить. Файлы можно скопировать — уникальность трудно доказать. Технологии постоянно менялись. Не существовало общего реестра, где хранилась бы информация об авторе произведения и его владельце. Даже если художник создавал свои творения, используя алгоритмы, он порой об этом умалчивал. Коллекционеры не спешили покупать произведение, созданное с помощью машины, в котором человеческий гений выполняет вспомогательную роль.
Технология блокчейн
Решение проблем нашлось с появлением технологии блокчейн, которая представляет собой некий независимый реестр, позволяющий обеспечить прозрачность и безопасность хранящихся на нем записей. В 2015 году придумали, как разместить и зарегистрировать цифровые произведения на блокчейне с помощью NFT-токена. Создали систему, на базе которой стало возможно коллекционировать цифровое искусство. В лексике участников рынка появился термин «коллекционируемый цифровой актив». Расшифровка аббревиатуры NFT звучит довольно варварски и на английском — non-fungible token, и на русском — «невзаимозаменяемый токен». Создатели явно не задумывались о брендинге.
Что такое NFT-токен
NFT-токен является цифровым сертификатом владения уникальным токеном, хранящимся в блокчейне. Это длинный код, опознавательная цифровая подпись. А активом может быть JPEG- или gif-файл, видео, изображение, текст, мем. Художник заносит файл на блокчейн, на языке блокчейна — чеканит его (mint NFT-токен), и получает уникальный код NFT, который можно впоследствии продать или перепродать. Файл так и остается на блокчейне, он приобретает статус крипто-арта. Все могут видеть, что на нем изображено, но владелец крипто-арта всегда один. Покупать NFT-токен можно за криптовалюту на таких основных платформах, как Foundation, OpenSea, SuperRare, Hic et Nunc.
Рынок NFT начал развиваться с 2016 года, но несколько лет оставался довольно маргинальным по отношению к рынку искусства. В 2020 году объем этого сегмента составил около 250 миллионов долларов — менее 0,01% от всего рынка искусства.
Большинство NFT-токенов создавали художники — специалисты по компьютерной графике, пришедшие из игровой индустрии. Художники оказались и в ряду первых коллекционеров крипто-арта. Они покупали работы и поддерживали друг друга. Появились галереи-пионеры, специализирующиеся на крипто-арте — Trasfer gallery в Нью-Йорке, Kate Vassв Цюрихе. Но рынок оставался параллельным основному рынку живописи, рисунка и скульптуры.
Взрыв рынка
Мировая пандемия спутала все карты. С начала 2021 года идет стремительный рост рынка NFT — только за первые девять месяцев он достиг 3,5 миллиарда долларов. Для многих людей существование в цифровом мире теперь обычное дело: дистанционная работа, общение в зуме, социальных сетях, покупки в интернете. Люди ведут виртуальную жизнь, в том числе смотрят и покупают произведения искусства онлайн.
Во время коронакризиса выросли цены на криптовалюту. Криптомиллионерам нужно было куда-то вкладывать вырученные средства. Несколько громких продаж NFT привлекли внимание потенциальных клиентов и стали мощным пиаром для рынка.
Пришло время для инноваций и на рынке искусства, который, в отличие от других индустрий, мало изменился за последние десятилетия. Тот же состав главных игроков, те же бизнес-модели. Да и самому искусству требуется совершенно новое направление, соответствующее времени и ожиданиям нового поколения.