Разбираемся, как родилась и развивалась индустрия кино

GQСобытия

Краткая история кинематографа: от братьев Люмьер до Netflix

Поздравляем, у вас… нет, не мальчик и не девочка, а целая индустрия кино. Разбираемся вместе, как она родилась.

Мария Сербина

© Getty Images

Охватить всю историю кинематографа – до мельчайших подробностей и нюансов – крайне трудно. И нет, мы и пытаться не будем. Но попробуем пройтись галопом по созданию и развитию одной из крупнейших современных индустрий.

Первый шаг

Подобно тому, как малыш изучает мир и его инструментарий – все, что поможет в будущем создавать и делать что-то, – люди сначала искали технические способы запечатлевать картинки, приводить их в движение и хранить на информационном носителе.

Путь был тернистым и человечество прошло не один этап. Прежде чем в 1895 году братья Люмьер представили широкой публике и научному сообществу свое детище – синематограф – были изобретены технологии фотофиксации, «волшебный фонарь» (нечто вроде советских диафильмов, где с помощью проектора крутились статичные кадры с подписями, а рассказчик их озвучивал) и проектор Иосифа Тимченко, который оценило научное сообщество, но финансирования так и не нашлось.

В 1891 году коллега Томаса Эдисона – Уильям Диксон – представил прототип кинетоскопа. Это устройство напоминало шкаф с отверстиями для глаз – сквозь них зритель мог увидеть пленочные кадры, которые прокручивались, создавая иллюзию движения. Недостатков у кинетоскопа было несколько: демонстрация коротких фильмов была возможна только для одного человека, кинетоскоп был чересчур громоздкий и требовал электричества для работы (то есть ни о какой портативности не шло речи). Тем не менее заработали кинетоскопические салоны – в них за деньги можно было посмотреть «фильмы» на индивидуальных (по-другому было просто невозможно) сеансах.

Наконец, в декабре 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» во Франции на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий кинопоказ. Зрители увидели несколько черно-белых немых коротких роликов длительностью всего 45-50 секунд. До большого кино, конечно, еще далеко – но первый шаг уже сделан.

Первое слово

Оставалось «всего ничего»: сделать фильмы цветными, добавить звук и увеличить хронометраж. Когда изобретали синематограф, уже существовала технология записи звука – фонограф. Правда, синхронизировать два устройства было трудно. Некоторое время делали вообще так: актеры присутствовали в зале во время показа фильма и озвучивали сами себя в реальном времени. Такое, своего рода «иммерсивное» кино прошлого столетия.

Но все изменилось в 1927 году с выходом музыкального фильма «Певец джаза». Он был создан по технологии «Вайтафон», которая не подразумевала объединения изображения и звука на одном носителе. Реплики и песни записывали на грампластинку и включали параллельно с визуальным рядом.

«Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!», – вот первые слова звукового кино.

Что касается советского кино, то в 1934 году, пройдя несколько этапов, оно полностью перешло в звуковую эру. Хотя технологии в разных странах менялись и совершенствовались вплоть до 1980-х и появления двухдорожечной стереофонической оптической фонограммы, которую разработала лаборатория Dolby.

Основы монтажа и спецэффектов

Кино – это магия, не правда ли? Вероятно, так решил и фокусник Жорж Мельес. Он был успешен, владел собственным театром и руководил другим театром. Кроме того, Мельес придумывал разнообразные фокусы.

Не сумев купить синематограф у братьев Люмьер прямо после первого коммерческого показа в 1895 году, Мельес приобрел аниматограф. Это устройство было создано Бертом Эйкрзом и Уильямом Полом и представляло собой подобие проектора. Переработав этот аппарат, фокусник стал снимать и показывать свои фильмы уже в 1896 году.

Как это нередко случается, развитию помогла «ошибка» или случайность – называть это событие можно как угодно. Важно то, что оно стало значимым шагом для кинематографа. Однажды Мельес снимал на парижской улице и его камеру заклинило. Починить устройство удалось, но полученные кадры весьма удивили фокусника: люди будто поменялись телами друг с другом и с лошадьми.

Дело в том, что после починки камеры она продолжила снимать, но после полной прокрутки пленки два кадра склеились. Тогда Жорж Мельес начал нарочно творить подобные чудеса. Двойная экспозиция – прием, который заключается в том, что на один кадр делают два снимка. В итоге изображения накладываются друг на друга причудливым образом. Этот трюк используют до сих пор, фотографируя на пленку. Своего рода спецэффект – или монтаж.

Другой прием – разделенный экран. Закрываете половину кадра, снимаете фильм, затем отматываете пленку обратно, закрываете другую часть – и снимаете еще раз. При показе половины «соединялись» и демонстрировались рядом, словно это единый кадр. Такая техника позволяла актерам играть напротив самих себя. Кстати, этот «фокус» актуален и в наше время. Правда, теперь такой эффект достигается с помощью программ для монтажа – объединяют по половине от двух кадров, снятых в одном и том же месте с одного и того же ракурса.

Все это – не единственные находки Мельеса. В 1902 году он продемонстрировал публике свой фильм «Путешествие на Луну», где 15 минут показывают фантастическое исследование небесного тела учеными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирландский Миядзаки, Букашки и Просто о важном: шесть интересных мультфильмов для всей семьи Ирландский Миядзаки, Букашки и Просто о важном: шесть интересных мультфильмов для всей семьи

Какие мультики последних лет стоит посмотреть всей семьей?

Seasons of life
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Политики, карьера которых закончилась следствием и судом Политики, карьера которых закончилась следствием и судом

Большая политика – это всегда игра с большими ставками

GQ
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом

Почему Яндекс Документы — выбор для бизнеса в России

Inc.
Слава Никифоров Слава Никифоров

Слава Никифоров: стендап-комик, автор и актер «Кимура шоу», спортсмен и боец

Правила жизни
Шапито Шапито

«Скорее приезжайте в «Шапито»! Женщине плохо!»

Правила жизни
Хлеб и вина Хлеб и вина

Как быть, если ты случайно поела на свидании, а он заплатил?

VOICE
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Второй шанс стать счастливой Второй шанс стать счастливой

Алсу сегодня очень востребована, но совсем недавно все было иначе

OK!
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Рузиль Минекаев Рузиль Минекаев

Пауэр-броманс Крыжовников-Минекаев возвращается с новым сериалом — и это мюзикл!

Собака.ru
Семь способов активировать внутренний навигатор Семь способов активировать внутренний навигатор

Как научиться ориентироваться без навигатора в телефоне?

Здоровье
Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса

Как Process и Task Mining демонстрируют весомую экономическую отдачу?

Inc.
Сталь ждет восстановления Сталь ждет восстановления

Что способствует росту производства стали в России

Ведомости
Док из машины Док из машины

Может ли нейросеть заменить терапевта, когда по-настоящему больно?

VOICE
Как справиться с текучестью кадров Как справиться с текучестью кадров

Как эффективно работать с персоналом и уменьшить риск ухода сотрудников

Inc.
Свежая зелень Свежая зелень

Компактная ванная: пример выверенной планировки и сложной колористики

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении