Разбираемся, как родилась и развивалась индустрия кино

GQСобытия

Краткая история кинематографа: от братьев Люмьер до Netflix

Поздравляем, у вас… нет, не мальчик и не девочка, а целая индустрия кино. Разбираемся вместе, как она родилась.

Мария Сербина

© Getty Images

Охватить всю историю кинематографа – до мельчайших подробностей и нюансов – крайне трудно. И нет, мы и пытаться не будем. Но попробуем пройтись галопом по созданию и развитию одной из крупнейших современных индустрий.

Первый шаг

Подобно тому, как малыш изучает мир и его инструментарий – все, что поможет в будущем создавать и делать что-то, – люди сначала искали технические способы запечатлевать картинки, приводить их в движение и хранить на информационном носителе.

Путь был тернистым и человечество прошло не один этап. Прежде чем в 1895 году братья Люмьер представили широкой публике и научному сообществу свое детище – синематограф – были изобретены технологии фотофиксации, «волшебный фонарь» (нечто вроде советских диафильмов, где с помощью проектора крутились статичные кадры с подписями, а рассказчик их озвучивал) и проектор Иосифа Тимченко, который оценило научное сообщество, но финансирования так и не нашлось.

В 1891 году коллега Томаса Эдисона – Уильям Диксон – представил прототип кинетоскопа. Это устройство напоминало шкаф с отверстиями для глаз – сквозь них зритель мог увидеть пленочные кадры, которые прокручивались, создавая иллюзию движения. Недостатков у кинетоскопа было несколько: демонстрация коротких фильмов была возможна только для одного человека, кинетоскоп был чересчур громоздкий и требовал электричества для работы (то есть ни о какой портативности не шло речи). Тем не менее заработали кинетоскопические салоны – в них за деньги можно было посмотреть «фильмы» на индивидуальных (по-другому было просто невозможно) сеансах.

Наконец, в декабре 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» во Франции на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий кинопоказ. Зрители увидели несколько черно-белых немых коротких роликов длительностью всего 45-50 секунд. До большого кино, конечно, еще далеко – но первый шаг уже сделан.

Первое слово

Оставалось «всего ничего»: сделать фильмы цветными, добавить звук и увеличить хронометраж. Когда изобретали синематограф, уже существовала технология записи звука – фонограф. Правда, синхронизировать два устройства было трудно. Некоторое время делали вообще так: актеры присутствовали в зале во время показа фильма и озвучивали сами себя в реальном времени. Такое, своего рода «иммерсивное» кино прошлого столетия.

Но все изменилось в 1927 году с выходом музыкального фильма «Певец джаза». Он был создан по технологии «Вайтафон», которая не подразумевала объединения изображения и звука на одном носителе. Реплики и песни записывали на грампластинку и включали параллельно с визуальным рядом.

«Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!», – вот первые слова звукового кино.

Что касается советского кино, то в 1934 году, пройдя несколько этапов, оно полностью перешло в звуковую эру. Хотя технологии в разных странах менялись и совершенствовались вплоть до 1980-х и появления двухдорожечной стереофонической оптической фонограммы, которую разработала лаборатория Dolby.

Основы монтажа и спецэффектов

Кино – это магия, не правда ли? Вероятно, так решил и фокусник Жорж Мельес. Он был успешен, владел собственным театром и руководил другим театром. Кроме того, Мельес придумывал разнообразные фокусы.

Не сумев купить синематограф у братьев Люмьер прямо после первого коммерческого показа в 1895 году, Мельес приобрел аниматограф. Это устройство было создано Бертом Эйкрзом и Уильямом Полом и представляло собой подобие проектора. Переработав этот аппарат, фокусник стал снимать и показывать свои фильмы уже в 1896 году.

Как это нередко случается, развитию помогла «ошибка» или случайность – называть это событие можно как угодно. Важно то, что оно стало значимым шагом для кинематографа. Однажды Мельес снимал на парижской улице и его камеру заклинило. Починить устройство удалось, но полученные кадры весьма удивили фокусника: люди будто поменялись телами друг с другом и с лошадьми.

Дело в том, что после починки камеры она продолжила снимать, но после полной прокрутки пленки два кадра склеились. Тогда Жорж Мельес начал нарочно творить подобные чудеса. Двойная экспозиция – прием, который заключается в том, что на один кадр делают два снимка. В итоге изображения накладываются друг на друга причудливым образом. Этот трюк используют до сих пор, фотографируя на пленку. Своего рода спецэффект – или монтаж.

Другой прием – разделенный экран. Закрываете половину кадра, снимаете фильм, затем отматываете пленку обратно, закрываете другую часть – и снимаете еще раз. При показе половины «соединялись» и демонстрировались рядом, словно это единый кадр. Такая техника позволяла актерам играть напротив самих себя. Кстати, этот «фокус» актуален и в наше время. Правда, теперь такой эффект достигается с помощью программ для монтажа – объединяют по половине от двух кадров, снятых в одном и том же месте с одного и того же ракурса.

Все это – не единственные находки Мельеса. В 1902 году он продемонстрировал публике свой фильм «Путешествие на Луну», где 15 минут показывают фантастическое исследование небесного тела учеными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим! Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим!

Ольга Бузова достигла того уровня свободы, когда она живет так, как хочет

Playboy
Гаджет против пользователя: как софт израильской компании помогал взламывать телефоны журналистов Гаджет против пользователя: как софт израильской компании помогал взламывать телефоны журналистов

Кто стал жертвой глобальной слежки через программу Pegasus?

Forbes
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Путь к себе Путь к себе

Сати Казанова о том, как выглядит идеальный летний день

Grazia
Казахстанские археологи нашли в кургане бронзового века «хвостатый» нож Казахстанские археологи нашли в кургане бронзового века «хвостатый» нож

Археологи Казахстана обнаружили богатую коллекцию артефактов эпохи бронзы

N+1
Ума палата. Тест-драйв нового Cadillac Escalade Ума палата. Тест-драйв нового Cadillac Escalade

Новый Escalade: огромный V8, рама и невероятное количество электроники

РБК
От Бельгии до Эсватини: как выглядят принцессы разных стран мира От Бельгии до Эсватини: как выглядят принцессы разных стран мира

Рассказываем о современных принцессах и их образе жизни

Cosmopolitan
Что нужно знать о синдроме хронической усталости Что нужно знать о синдроме хронической усталости

Что такое хроническая усталость и как вернуть себе хорошее самочувствие?

Psychologies
Муж-миллионер и поцелуи с Ургантом: личная жизнь звезд сериала «Тайны следствия» Муж-миллионер и поцелуи с Ургантом: личная жизнь звезд сериала «Тайны следствия»

В личной жизни звезд сериала «Тайны следствия» кипят нешуточные страсти

Cosmopolitan
Это вам на вырост Это вам на вырост

Дизайнер Вардуи Назарян придумала ткань, которая прорастает цветами

Harper's Bazaar
Три кита, на которых стоят гармоничные отношения Три кита, на которых стоят гармоничные отношения

Какие отношения можно назвать гармоничными и здоровыми?

Psychologies
Метод «Команды 29». Чем запомнится объявившее о самороспуске независимое объединение юристов Метод «Команды 29». Чем запомнится объявившее о самороспуске независимое объединение юристов

Какие дела за годы своего существования вела и предавала огласке «Команда 29»

СНОБ
Роботы на дорогах: как выглядит будущее беспилотников Роботы на дорогах: как выглядит будущее беспилотников

Будущее каких беспилотников наступит быстрее?

Forbes
Инбридинг и гемолитическая болезнь плода повлияли на вымирание неандертальцев Инбридинг и гемолитическая болезнь плода повлияли на вымирание неандертальцев

Генетики проанализировали четыре древних генома архаичных людей

N+1
«Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира» «Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира»

Отрывок из книги о том, как биологи выясняют родственные связи между животными

N+1
Маркс, The Smiths и микстейп Маркс, The Smiths и микстейп

О «Магазинных воришках всего мира» — самом музыкальном фильме лета

Weekend
Обмельчавшая Обмельчавшая

Какой была эталонная "Сплетница" и каково ее пересматривать в 2021.

Esquire
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
5 писателей, которые пожалели о своих успешных книгах 5 писателей, которые пожалели о своих успешных книгах

В это сложно поверить, но даже Алан Милн сокрушался, что написал «Винни-Пуха»

Maxim
Какой должна быть мощность хорошего триммера для травы? Какой должна быть мощность хорошего триммера для травы?

Какой мощности триммера для травы вам будет достаточно?

CHIP
Правила жизни Ильи Сегаловича Правила жизни Ильи Сегаловича

Правила жизни сооснователя "Яндекса" Ильи Сегаловича

Esquire
Браки, измена и развод: любовные страсти красоток-актрис сериала «Папины дочки» Браки, измена и развод: любовные страсти красоток-актрис сериала «Папины дочки»

Какие страсти кипят в личной жизни звезд сериала «Папины дочки»

Cosmopolitan
Битва со стереотипами: 8 признаков настоящего ковбоя Битва со стереотипами: 8 признаков настоящего ковбоя

Ковбои и в наши дни зарабатывают на жизнь разведением скота и участием в родео

Вокруг света
Аденовирусный вектор доставил в мозг детей недостающий фермент и избавил их от припадков Аденовирусный вектор доставил в мозг детей недостающий фермент и избавил их от припадков

Ученые помогли клеткам мозга снова начать синтезировать дофамин из леводопы

N+1
Чистые помыслы: как выбрать средство для умывания на лето Чистые помыслы: как выбрать средство для умывания на лето

Подбираем оптимальную текстуру для ежедневного ритуала умывания

Esquire
А в душе я взрываюсь: «Память» с Тильдой Суинтон — самый загадочный и понятный фильм-медитация Канн-2021 А в душе я взрываюсь: «Память» с Тильдой Суинтон — самый загадочный и понятный фильм-медитация Канн-2021

Зачем смотреть «Память», если там приблизительно ничего не происходит

Esquire
Nocode-сервисы на практике: для чего точно подойдут, где бесполезны и почему с ростом проекта от них иногда отказываются Nocode-сервисы на практике: для чего точно подойдут, где бесполезны и почему с ростом проекта от них иногда отказываются

Примеры «живых» сервисов и опыт пользователей

VC.RU
Русский Джобс: каким был сооснователь Русский Джобс: каким был сооснователь

Коллеги и друзья Ильи Сегаловича пытаются описать масштаб его личности

Esquire
Тотьма во мне Тотьма во мне

Алексей Новосёлов уже 8 лет превращает Тотьму в место, куда хочется возвращаться

Seasons of life
Лодка — это тоже дом Лодка — это тоже дом

Яхтенный капитан основал верфь и строит поморские суда в Архангельске

Seasons of life
Открыть в приложении