Интервью с композитором Дмитрием Евграфовым, сооснователем приложения Endel

РБКHi-Tech

Композитор Дмитрий Евграфов — о работе с Граймс, творческих границах и шуме

Приложение Endel выпустило цифровую колыбельную, придуманную вместе с Граймс. Как такая поможет расслабиться и стоит ли бояться искусственного интеллекта, способного заменить композитора, в разговоре с нами рассказывает сооснователь Endel Дмитрий Евграфов

Анастасия Каменская

756061503998981.jpg
© Vika Bogodarskaya

Композитор, саунд-дизайнер и сооснователь приложения Endel Дмитрий Евграфов согласен с тем, что шума вокруг каждого из нас стало нестерпимо много. На улице, в магазинах, кафе, машинах и даже поездах мы окружены звуками, которые чаще всего врываются в нашу реальность, не поинтересовавшись никаким на то разрешением. Можно ли с этим бороться и если да, то как — вопрос хороший, и не задать его музыканту сложно. Встретившись в пространстве «Рихтер», участником музыкальной резиденции которого Евграфов был этим летом, мы обсудили новый проект Endel и канадской певицы Граймс, вопрос демонизации искусственного интеллекта и его влияния на музыкальную индустрию сегодня и в будущем, вспомнили недавний альбом Surrender и поговорили о переизбытке контента.

— Если предположить, что вам нужно рассказать о проекте Endel человеку, который еще о нем ничего не знает, как вы сами сформулируете ответ на вопрос «Кто вы такие»?

— Мы - музыкально-технологическая компания, которая делает функциональные генеративные саундскейпы для релаксации, фокусировки, сна. И мы делаем это с помощью искусственного интеллекта, генеративных каких-то техник, которые отчасти были навеяны второй половиной XX века, академической музыкой Стива Райха, Терри Райли и других композиторов. Со временем мы стали более глубоко в это смотреть, потому что когда-то, у истоков, мы ничего не понимали, просто хотели создавать персонализированную музыку. Мы адаптируем звук под время суток, под циркадные ритмы, под разные объективные и субъективные переменные. И видим, как музыка оживает, она трансформируется и подстраивается под тебя. Если у тебя есть определенная страсть, например, к какой-то одной тональности или к одному какому-то ходу, то алгоритм будет их генерировать в ответ, он будет иметь твой штрих, несмотря на то, что он достаточно сильно дезинтегрирован и реструктуризован.

— Вы недавно выпустили проект с Граймс, придумали вместе цифровую колыбельную. Это, конечно, эффектно, когда российская команда объединяется с одной из главных поп-музыкальных футуристок.

— Вообще план сделать коллаборацию с каким-то артистом у нас зрел очень давно, мы хотели попробовать технологию, которую строим, именно под этим углом. Мы не ученые и не то чтобы программисты, хотя есть у нас в команде и программисты, и инженеры, но я сам композитор и у нас в компании работают артисты. Я подходил к этому проекту именно как музыкант и увидел большую гибкость и какую-то метаморфозу через Endel. Там долгая история. Мы были в Лос-Анджелесе на IT-акселераторе в 2018 году и потом в 2019 году несколько месяцев там жили и много с кем общались. Лос-Анджелес — неофициальная столица музыкальной индустрии. У нас завязались какие-то знакомства, как это обычно бывает, и получилось так, что появились общие контакты. И в итоге — тема просто сама напросилась, сама возникла, потому что у Граймс недавно появился ребенок. И мы пришли к тому, что интересно было бы попробовать вместе такую историю осуществить.

756061504645585.jpg
© Vika Bogodarskaya

— А как строилась работа с Граймс после того, как вы убедились во взаимном интересе?

— Со стороны сна у нас уже была база, поэтому мы понимали, что именно нужно. Мы пообщались с ней и обсудили, какой примерно хотим вариант, грубо говоря, наметили музыкальную интонацию. На самом деле, мы дали достаточно жесткие указания по поводу музыки, потому что она должна быть порезана определенным образом, в определенном виде должна быть подана, чтобы наш движок «переварил» это все. Невозможно взять любую песню, которую он сам порежет, — так это не работает. Это все ручной труд, мы много работали над этим. Граймс с первого раза прислала все, как надо. Когда отходят какие-то технические проблемы, начинается творчество. Мы получали огромное удовольствие, когда работали над материалом. Вообще зарождение чего-то нового — это удивительно. Нам очень понравился результат, получившийся с первого раза, без подготовки, без всего. Мы два года трудились над тем, чтобы выработать эти гайдлайны и самим научиться, а у нее с первого раза получилось. И остальное общение состояло лишь в том, чтобы скорректировать: «Можешь, пожалуйста, достать немножко вот этих звучков, вот тех», потому что мы-то видели общую картину, а она на том этапе не имела возможности.

— Искусственный интеллект, который мы не можем убирать из уравнения, какую роль в данном случае играл?

— Есть определенная мифологизация, даже демонизация искусственного интеллекта. Конечно, это палка о двух концах, и важно, в какие руки он попадет. Если он попадает в достаточно формальные условия, где люди в белых халатах, то и выход получается очень холодный, прямо вот квадратный, ничего музыкального нет. А если воспримешь это как игрушку, как определенный дополнительный инструмент в музыкальном арсенале, тут начинается магия, начинается интерес и игра, взаимодействие, и это становится хорошим подспорьем. Я не могу за 10 секунд сделать 100 мелодий, а он может. Конечно, приходится их тоже подправлять, и курирование — самая важная часть. Мы уже поняли в Endel, что это самое важное при работе с искусственным интеллектом — ручной труд. Именно поэтому мы отличаемся, видимо, от других стартапов этой серии.

— А что касается демонизации искусственного интеллекта, которую вы упомянули?

— У нас было время об этом подумать. Это тоже еще одна роль, которая мне лично как композитору кажется… не абсурдной, но противоречивой. Я немножко предатель в каком-то смысле. (Смеется.) Много есть прогнозов на эту тему, мы сейчас видим, что есть несколько стартапов, несколько приложений, которые делают музыку. Не очень хорошего качества — ты просто нажимаешь на кнопку, задаешь длину, задаешь настроение, где спад, где нарастание, и оно тебе секунд за десять сделает композицию. Звук не очень хороший, не очень профессиональный. Есть какие-то помощники для музыканта — например, изолировать голос в композиции, убрать какие-то шорохи, потому что нейронную сеть научили воспринимать тональную информацию, и она это убирает. Такие вот односложные задачи выполняются очень хорошо. Дальше в течение десяти лет, я думаю, продакшен-музыка первая падет, трейлерная музыка тоже… Не то что падет, а это просто станет дешевой заменой. И проблема тут в том, что такая музыка не станет суперкачественной, а просто появятся бренды, которые найдут конкретную финансовую выгоду в использовании нейронной музыки, потому что лицензировать настоящих композиторов стоит в пять раз дороже. Не нужно думать про ротацию, про обновляющиеся плей-листы, а просто моторчик какой-то делает бесконечную музыку, и все. Я думаю так.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Профессия будущего? Кто такой Data Scientist и почему им надо становиться Профессия будущего? Кто такой Data Scientist и почему им надо становиться

Что такое Data Science простыми словами

Playboy
Руки дошли: как будут выглядеть новейшие протезы и можно ли управлять ими силой мысли Руки дошли: как будут выглядеть новейшие протезы и можно ли управлять ими силой мысли

Когда потеря руки или ноги не конец привычной жизни, а начало новой

Esquire
«Отыграть назад» с Николь Кидман и Хью Грантом: богатые снова плачут «Отыграть назад» с Николь Кидман и Хью Грантом: богатые снова плачут

«Отыграть назад» — детектив, приправленный классовой ненавистью

Esquire
Тайная связь с Кубой Тайная связь с Кубой

История переговоров между Вашингтоном и Гаваной

kiozk originals
Ученые, ставшие фантастами: Ларри Нивен и Тимоти Зан Ученые, ставшие фантастами: Ларри Нивен и Тимоти Зан

Эти ученые со временем полностью отошли от науки и посвятили себя литературе

Популярная механика
Porsche Cayenne E-hybrid. Прости, Рудольф! Porsche Cayenne E-hybrid. Прости, Рудольф!

Porsche Cayenne E-hybrid легко узнать в потоке

4x4 Club
«Парень он, конечно, неплохой…» Что не так с Льюисом Хэмилтоном и его чемпионскими титулами «Парень он, конечно, неплохой…» Что не так с Льюисом Хэмилтоном и его чемпионскими титулами

Размышления о Льюисе Хэмилтоне — чемпионе-рекордсмене «Формулы-1»

Maxim
От «Сверхъестественного» до «Тьмы»: 7 мистических сериалов От «Сверхъестественного» до «Тьмы»: 7 мистических сериалов

Семь лучших телешоу, которые позволят ненадолго уйти от реальности

РБК
Режиссер 2020 года: Эдуард Оганесян Режиссер 2020 года: Эдуард Оганесян

Эдуард Оганесян до и после «Чик»

GQ
История ярмарок в России История ярмарок в России

Как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина

Культура.РФ
Украла роль, увела мужа, избила и прокляла: как враждовали советские актрисы Украла роль, увела мужа, избила и прокляла: как враждовали советские актрисы

Рассказываем о пяти парах актрис, которые буквально ненавидели друг друга

Cosmopolitan
40-летние у нас и за рубежом: сравниваем звезд-одногодок 40-летние у нас и за рубежом: сравниваем звезд-одногодок

Как выглядят российские и зарубежные звезды, которым исполнилось 40 лет

Cosmopolitan
Как зависть помогает заботиться о себе: 5 шагов Как зависть помогает заботиться о себе: 5 шагов

Как использовать зависть себе во благо

Psychologies
Как тренироваться в мороз Как тренироваться в мороз

Улица — отличное место для тренировки даже зимой

Maxim
Скромный памятник Колумбу Скромный памятник Колумбу

Анна Толстова о судьбе Ильи Остроухова, оставшегося в тени

Weekend
35 лет ОС Windows: как выглядела самая первая версия ОС 35 лет ОС Windows: как выглядела самая первая версия ОС

Как пользовались Windows до того, как это стало модным

Maxim
Их объединила трагедия: трогательная история любви Павла Воли и Ляйсан Утяшевой Их объединила трагедия: трогательная история любви Павла Воли и Ляйсан Утяшевой

Вспоминаем, как развивались отношения Павла Воли и Ляйсан Утяшевой

Cosmopolitan
Цифровой минимализм Цифровой минимализм

Фокус и осознанность в шумном мире

kiozk originals
Расизм в науке Расизм в науке

Книга «Превосходство» прослеживает пусть истории науки о расах

kiozk originals
Первый концлагерь, первый теракт и еще 6 адских исторических первенцев Первый концлагерь, первый теракт и еще 6 адских исторических первенцев

Они были первыми. Но лучше бы их не было!

Maxim
Хилари Дафф, актриса Хилари Дафф, актриса

История актрисы Хилари Дафф — это повесть о взлетах и падениях

Худеем правильно
Все будет хорошо: почему не стоит бояться родов? Все будет хорошо: почему не стоит бояться родов?

Как настроиться на роды и перестать бояться

Cosmopolitan
Одежда из 90-х которая была модной, потом стала стыдной, а теперь опять стала модной Одежда из 90-х которая была модной, потом стала стыдной, а теперь опять стала модной

Что бы там ни говорили о том, что 90-е прошли.

Maxim
Синдром Мюнхгаузена: почему Эминема оставила мать Синдром Мюнхгаузена: почему Эминема оставила мать

Эминему пришлось пройти через унижения и неприятие, чтобы добиться успеха

Cosmopolitan
Несчастливый 2013 год: что стало причиной гибели героя «Форсажа» Пола Уолкера Несчастливый 2013 год: что стало причиной гибели героя «Форсажа» Пола Уолкера

Смерть Пола Уолкера стала трагедией для всего кинематографа

Cosmopolitan
IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета

Отрывок из книги «IT как оружие» о том, как IT-индустрия изменила наш мир

Inc.
Ева без рая Ева без рая

Ева Грин встретилась на руинах старой Европы с Алексеем Тархановым

Tatler
Бамбуково-тростниковый стаканчик разложился наполовину за два месяца в земле Бамбуково-тростниковый стаканчик разложился наполовину за два месяца в земле

Одноразовая посуда, которая выигрывает у конкурентов

N+1
Моя терапия: «Было проще с ним согласиться, чем слушать крики» Моя терапия: «Было проще с ним согласиться, чем слушать крики»

История о том, как работа с психотерапевтом спасла женщину от абьюза

Psychologies
Со знаком качества Со знаком качества

Экскурс в 20‑е годы прошлого столетия — современная вариация на тему ар-деко

SALON-Interior
Открыть в приложении