Колосс на глиняных ногах. «Газпром» стоит дешевле «Новатэка»
Частная российская компания «Новатэк», крупнейшими акционерами которой являются миллиардеры Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко, впервые опередила по рыночной стоимости газового гиганта «Газпром», контрольный пакет которого находится в руках государства
Что происходит с рыночной стоимостью «Газпрома»? Почему капитализация газового монополиста, на зависимость от которого не перестает жаловаться половина Европы, так и не выросла до обещанного триллиона долларов? Как получилось, что другая российская компания, у которой добыча газа едва дотягивает по объему до 13% от объемов добычи у «Газпрома», стала обгонять ее на биржевых торгах по капитализации?
Действительно, 6 сентября управляемый государством «Газпром» впервые был оценен биржевыми игроками ниже, чем «Новатэк», находящийся в частной собственности (в том числе иностранной). Превышение пока выглядит небольшим: в моменте торгов капитализация «Новатэка» составляла 3,497 трлн рублей, а «Газпром» оценивался в 3,494 трлн рублей, но сам факт не может не настораживать. Более того, все выглядит так, будто мы имеем дело не с сиюминутным явлением, но с долгосрочной тенденцией.
Успех акций «Новатэка» оправдан. Компания давно зарекомендовала себя как эффективный и прибыльный экспортер газового конденсата, а сейчас вышла на новые рубежи. В ближайшее время она выведет на запланированную мощность уникальный проект «Ямал СПГ», став крупнейшим в России производителем и экспортером сжиженного природного газа (СПГ) — товара, которому на глобальном газовом рынке принадлежит будущее. Этот гибкий бизнес намного перспективнее и конкурентоспособнее, чем ограниченные по географии трубопроводные поставки, на которых специализируется «Газпром». (У «Газпрома» есть контрольный пакет в первом российском проекте СПГ на Сахалине, но только потому, что ему удалось «отжать» эту долю у иностранных участников проекта под мощным административным давлением.)
«Новатэк» смог доказать на деле, что проект осуществим, несмотря на арктические условия, высокую стоимость, технологические проблемы, а также первоначальное нежелание кредиторов связываться с попавшими под американские санкции бизнесменами. Проект привлек французскую Total и двух китайских участников: Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (CNPC) и Фонд Шелкового пути. Помогла солидная финансовая помощь из российского Фонда национального благосостояния, а также беспрецедентно льготные налоговые условия, созданные для проекта руководством России.