Классный руководитель. Как нанимают топ-менеджеров в частную школу
В России растет спрос на платное среднее образование. Однако в этом сегменте не хватает высококлассных управленцев. Как школы справляются с проблемой поиска специалистов?
По данным исследования «Нетология-Групп», в 2016 году на частные школы приходилось всего 1,8% рынка, а к 2021 году их доля достигнет как минимум 6% (40,8 млрд руб.). Сейчас в России 800-820 частных школ. Почти все они имеют четкую бизнес-модель, в них предусмотрены процессы, типичные для коммерческих корпоративных структур. Частные школы могут зарабатывать деньги. В 2016 году средний годовой чек в расчете на одного учащегося частной школы составил 254 000 рублей в год (в сумму включены нормативы подушевого госфинансирования и платежи родителей). Это значительно выше, чем в государственном образовании.
Чем больше школ, тем острее встает кадровый вопрос. Проблема кроется не только в нехватке линейного персонала, но и в дефиците топ-менеджеров. Школы — как уже функционирующие, так и проекты «на бумаге» — активно ищут управленцев высшего звена. Последние далеко не всегда соглашаются менять работу в коммерческой корпорации с ясной стратегией и отлаженными бизнес-процессами на новую роль в образовательном проекте, где многое нужно выстраивать с нуля. Если проект находится на стадии идеи, кандидаты часто не верят, что он будет реализован. Если уже работает, сомневаются в перспективах рынка, масштабах задач, качестве аудитории, наличии привычных бизнес-инструментов (например, CRM- и ERP-систем). Чтобы найти наиболее ценного сотрудника, эйчарам приходится прорабатывать большой массив кандидатов. И все же процесс подбора можно значительно облегчить, если придерживаться нескольких несложных правил.
Берите директора не из школы, а из бизнеса
В отличие от государственных школ, в частных общеобразовательных учреждениях многие функции дублируют организационную структуру коммерческих компаний. В них так же, как и в бизнесе, есть финансовые директора, директора по маркетингу, HR-директора, директора по строительству, директора по безопасности. Также в школах с высоким конкурсом, где ведется отбор учеников, требуются руководители центров адмиссии (приемных комиссий). В последнее время часто вводят новую роль — операционно-административный директор. Этот человек отвечает за все бизнес-процессы в школе: на нем лежат операционные вопросы, финансы, закупки, безопасность, управление персоналом. В образовательной индустрии особенно ценятся кандидаты с практическим опытом в маркетинге, HR, продажах, финансовом моделировании, построении системы бизнес-планирования, но они встречаются редко. Бывают случаи, когда находится опытный кандидат из бизнеса, но его избыточная квалификация смущает работодателя. «Почему специалист с такими глубокими отраслевыми знаниями соглашается на другой формат компании, и надолго ли его заинтересует горизонтальный, а не вертикальный рост?» — задает он себе вопрос.