Интервью с балериной Светланой Захаровой

Караван историйЗнаменитости

Светлана Захарова. Крепкий орешек

Это был сложный период. Временами накатывало жуткое отчаяние, но говорила себе: "Ничего, не я первая, не я последняя. Все через это проходят. И я пройду..."

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Владимир Фридкес. Из проекта «Светлана Захарова. Стоп-кадр»

балет обычно приходят люди, влюбленные в танец. Вы, наверное, с детства мечтали о пуантах?

— Представьте себе — нет. Возможно потому, что не видела балет «живьем» — только по телевизору. В городе Луцке, где я родилась, не было театра оперы и балета, только драматический.

А вот мама моя мечтала о балете, который во времена ее детства и юности был необыкновенно популярен. Публика боготворила Уланову, Плисецкую, других звезд Большого театра. Мама занималась хореографией, но встать на пуанты ей так и не довелось, она связала судьбу с ансамблем народного танца. Позже руководила большим детским коллективом, преподавала и ставила прекрасные номера. Ездила со своим ансамблем на гастроли.

А меня сначала привела на художественную гимнастику, позже в танцевальный ансамбль. Когда исполнилось десять, пришло время поступать в хореографическое училище. Для уверенности сначала мама показала меня своему педагогу, балерине, у которой училась в Луцке. Я продемонстрировала ей гибкость, выворотность, растяжку, подъем — все, на что смотрят на вступительных экзаменах. «По-моему, вам стоит поехать в Ленинград, у девочки хорошие данные», — сказала она. Но мы отправились поступать в Киев. Ленинград находился слишком далеко от Луцка. Конкурс был огромным — тридцать человек на место, но меня сразу приняли. Я набрала проходной балл и поступила в Киевское хореографическое училище.

— Получается, что сами не очень-то хотели заниматься балетом, просто подчинились маминой воле?

— Когда ребенку десять, решения за него обычно принимают родители. Я была девочкой дисциплинированной и послушной: раз мама решила, что надо поступать в училище, — значит, так тому и быть.

Конечно, я не хотела уезжать из дома и жить в интернате вдали от родных. Да и маме нелегко было оставить маленькую дочку в чужом городе. Первое время она часто приезжала ко мне, выходные мы проводили вместе, гуляли, ходили в оперный театр на спектакли. Это были счастливые моменты. Но когда наставало время прощаться, я плакала и мама с трудом сдерживалась, чтобы при мне тоже не расплакаться.

Интернат — это суровая школа жизни. Там, вдали от семьи, и начал закаляться мой характер. Я постепенно привыкла жить самостоятельно, следить и ухаживать за собой. Появились подруги и друзья. За несколько лет учебы класс сильно изменился. Из двадцати пяти человек осталось двенадцать. Мы были дружны. Поддерживали друг друга. Почти каждый выходной день я проводила в гостях у кого-то из одноклассниц, находилась в домашней обстановке, вкусно ела.

На берегу Финского залива. Мне пять лет. Фото: из архива С. Захаровой

— Неужели не было никакой конкуренции и интриг?

— У нас — нет. Думаю, атмосфера в классе зависит от преподавателей — от того, как настроят воспитанников. Нас учили уважать друг друга. И не было никакого разделения по талантам.

— Но вы-то наверняка были самой лучшей ученицей?

— Это выяснялось только на годовом экзамене. Когда оценки ставила независимая комиссия. В течение учебного года наш педагог Валерия Ивановна Сулегина мне пятерок не ставила. Больше ругала, делала много замечаний, одним словом, учила. В четверти она не ставила высокие оценки почти никому.

Повзрослев, я поняла: педагог специально занижала оценки, чтобы лучше работала. Она видела мой потенциал и таким образом стимулировала.

В пятнадцать лет я представляла Киевское училище в Санкт-Петербурге на международном конкурсе Vaganova-Prix. Первый тур и все репетиции проходили в стенах Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Я готовилась летом, когда все разъехались на каникулы. На конкурсе меня поддерживала только мама, никто из руководства или преподавателей не сопровождал. Было сложно. В тот год в Академии имени Вагановой был очень сильный выпуск. В итоге почти все призовые места заняли ее выпускники. Во время конкурса мне исполнилось только шестнадцать. И то, что я получила вторую премию, будучи самой маленькой да еще без поддержки педагогов, настоящее чудо.

Во время конкурса мы с мамой проживали в интернате Вагановской академии, как многие другие конкурсанты. Как сейчас помню, после третьего тура лежу на кровати, уставшая, голодная, за окном белая ночь, и тут входит в комнату мама и говорит: «Света, ты заняла второе место!» Все начали поздравлять, а я даже не сразу поняла, что произошло одно из самых важных событий в моей жизни.

На следующий день нас вызвали в дирекцию «Вагановки»: «Хотим предложить Светлане заканчивать образование у нас». Конечно мы сразу согласились! В начале учебного года ждал новый сюрприз: оказалось, меня зачислили не в свой класс или, как мы предполагали, в класс ниже, а сразу на выпускной курс. Ректор академии рассказал, почему было принято такое решение: «Девочка практически готова, ей надо скорее в театр». В истории «Вагановки» такое произошло впервые.

Я была растеряна. Ведь чуть ли не завтра начиналась взрослая жизнь! И мама разволновалась:

— Она же еще маленькая! Не справится!

Педагоги успокоили:

— Не волнуйтесь. Мы поможем.

И действительно помогли. Программу я догнала достаточно быстро. В семнадцать лет выпустилась с красным дипломом и была принята в труппу Мариинского театра.

— В семнадцать вы были совсем девчонкой?

— Да, но требования ко мне были высокими. Я ни одного дня не танцевала в кордебалете, хотя, как правило, каждая балерина проходит этот этап. Мне сразу доверили небольшие сольные партии в спектаклях, потом более значимые. В первом же сезоне станцевала Жизель — одну из самых сложных ролей в балете. И когда критики писали о моих премьерах, никто из них не делал скидки на юный возраст ни до ни после.

— Помните свой первый выход на сцену Мариинки?

— Конечно. Это было после конкурса. Заключительный концерт лауреатов и дипломантов проходил на сцене Мариинского театра.

Мне не удалось отрепетировать на новой для меня сцене, в итоге выступила, как показалось, не лучшим образом и ощущала себя несчастной. В расстроенных чувствах и уехала — большой радости от того, что выиграла вторую премию, не испытывала.

Когда училась в академии, создали стажерскую группу из лучших девочек на курсе. Нам дали разучивать сольные партии из репертуара театра. Мне досталась Повелительница дриад из балета «Дон Кихот». Я подготовила эту сложную вариацию и пришла в Мариинку на просмотр. В зале присутствовало огромное число артистов. Наверное, это даже помогло собраться, и я очень хорошо станцевала. После выступления все зааплодировали. Махар Хасанович Вазиев — тогда директор балетной труппы — похвалил и поставил меня в спектакль. Так я опять вышла на сцену Мариинского театра.

Спустя несколько месяцев из театра позвонили в академию: «У нас форс-мажор. Часть труппы на гастролях, и балерине, танцующей Повелительницу дриад, завтра придется заменить травмированную исполнительницу главной партии, нужна ваша девочка». Я выручила театр и потом еще не раз танцевала эту роль. Кстати, в ней впервые вышла на сцену Большого театра. Это были гастроли Мариинки в Москве. Я очень волновалась, так как раньше не выступала в столице. Когда станцевала свою вариацию, действие просто остановилось. Меня три раза вызывали на поклон, чего практически не бывает во время спектакля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эра Зиганшина: Эра Зиганшина:

Как роль в "Снежной королеве" повлияла на жизнь актрисы Эры Зиганшиной?

Караван историй
На нервы действуют На нервы действуют

Новое слово в лексиконе бьюти-экспертов — «нейрокосметика»

Glamour
Меган и Гарри. Неприкаянные Меган и Гарри. Неприкаянные

Сумеют ли герцоги Сассекские выдержать испытание свободой и сохранить семью?

Караван историй
Как завоевать сердце мужчины? Советы итальянца Марко Праццоли Как завоевать сердце мужчины? Советы итальянца Марко Праццоли

Истина стара, как мир: «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок!»

Cosmopolitan
Юрий Беляев: Юрий Беляев:

Поступок, который Юрий Беляев не может себе простить

Караван историй
Бесполый разум. Как нейробиология доказала, что не бывает «женского» и «мужского» мозга Бесполый разум. Как нейробиология доказала, что не бывает «женского» и «мужского» мозга

Отрывок из книги «Гендерный мозг» нейробиолога Джины Риппон

Forbes
Анна Пескова. По другую сторону экрана Анна Пескова. По другую сторону экрана

Анна Пескова — о другой стороне экрана

Коллекция. Караван историй
7 умных помощников, с которыми дачная жизнь станет приятнее 7 умных помощников, с которыми дачная жизнь станет приятнее

Девайсы, которые облегчают работу на дачном участке

Лиза
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
«История игрушек 4»: еще раз о любви «История игрушек 4»: еще раз о любви

Продолжать относиться к мультфильмам как к детскому развлечению довольно странно

Psychologies
5 способов скрыть первую седину — можно ли обойтись без краски? 5 способов скрыть первую седину — можно ли обойтись без краски?

Несколько лайфхаков от эксперта, которые помогут скрыть «серебряные нити»

Cosmopolitan
Пригрели змею: звезды, которых кинули на деньги партнёры по бизнесу Пригрели змею: звезды, которых кинули на деньги партнёры по бизнесу

Порой даже тот,кому полностью доверяешь, способен на обман

Cosmopolitan
Группа поддержки Группа поддержки

Интервью с Александром и Вероникой Ерохиными

OK!
Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля Alfa Future People объявил лайн-ап и концепцию фестиваля

Что мы узнали о фестивале Alfa Future People 2019

Maxim
Чего боится врач. Записки женщины-реаниматолога Чего боится врач. Записки женщины-реаниматолога

Ифа Эбби рассказывает, как каждый день несет вахту на границе жизни и смерти

Forbes
Лучшие роли Вуди Харрельсона Лучшие роли Вуди Харрельсона

В день рождения Вуди Харрельсона актера вспоминаем его лучших персонажей

GQ
30 фотографий со съемок культовых фильмов (еще до компьютерной графики) 30 фотографий со съемок культовых фильмов (еще до компьютерной графики)

«Закулисье» культовых голливудских фильмов

Playboy
Мороженое своими руками: как выбрать йогуртницу Мороженое своими руками: как выбрать йогуртницу

Как выбрать йогуртницу, чтобы готовить дома творог, йогурты и вкусное мороженое

CHIP
Леонардо ДиКаприо и Брэд Питт: «Мы как будто выиграли в лотерею» Леонардо ДиКаприо и Брэд Питт: «Мы как будто выиграли в лотерею»

Тарантино назвал совместную работу ДиКаприо и Брэда Питта дуэтом десятилетия

GQ
Водители засыпают и винят в этом пассажиров. Что происходит с такси? Водители засыпают и винят в этом пассажиров. Что происходит с такси?

Из-за усталости и погони за заработком таксисты попадают в серьезные ДТП

РБК
Пластический хирург показала, как старели бы знаменитости, будь они простыми людьми Пластический хирург показала, как старели бы знаменитости, будь они простыми людьми

На фоне успехов современной косметологии выглядеть так они будут лет через 150!

Maxim
Глава УК «Система Капитал» Игорь Бусаров: Сегодня стать игроком на Уолл-стрит может каждый Глава УК «Система Капитал» Игорь Бусаров: Сегодня стать игроком на Уолл-стрит может каждый

Почему россияне не доверяют инвестиционному рынку

СНОБ
Зож чемпиона: черная икра, пирожные, рэп в наушниках и другие лайфхаки профессиональных спортсменов Зож чемпиона: черная икра, пирожные, рэп в наушниках и другие лайфхаки профессиональных спортсменов

Как интегрировать спорт в нормальную жизнь, а жизнь — в профессиональный спорт

Forbes
Как носить шлепанцы, чтобы не вызывать отвращение у женщин (и у других мужчин) Как носить шлепанцы, чтобы не вызывать отвращение у женщин (и у других мужчин)

Как нужно носить мужскую открытую обувь так, чтобы было комфортно и легко

Playboy
Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии

Как избежать проблем с волосами и какие факторы влияют на их здоровье

РБК
Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми

Построить с детьми доверительные отношения — стоящая цель для родителей

Psychologies
Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Дети разных уродов Дети разных уродов

Разрыв поколений в новом российском кино

Огонёк
Эвелина Блёданс о cборах «особенного» сына в первый класс и его популярности Эвелина Блёданс о cборах «особенного» сына в первый класс и его популярности

Выпуск «Проекта ответственных родителей» с Эвелиной Блёданс

Cosmopolitan
Все равно ему водить Все равно ему водить

Адама Драйвера любят и режиссеры, и кинокритики, и даже фанаты «Звездных войн»

Glamour
Открыть в приложении