Человек, который больше собственной жизни любил сирень

Караван историйИстория

Сиреневые сады Леонида Колесникова

Нет, он не был личным шофером ни Феликса Дзержинского, ни маршала Жукова. Его сирень не растет у Капитолия в Вашингтоне. Все эти посмертные легенды совершенно избыточны на фоне реальных достижений этого человека, кажется, больше собственной жизни любившего сирень.

Татьяна Миргородская

Фото: Т. Полякова

Леонид Алексеевич Колесников, не будучи специалистом, не имея необходимого образования, научных работ и регалий, остался в истории как уникальный селекционер, признанный во всем мире. Ему выпала непростая судьба, плоть от плоти эпохи — Первая мировая, революция, Гражданская, советско-финская, Вторая мировая, оттепель. Он вел своего рода двойную жизнь, в которой была достойная профессия с заслугами и признанием — и истинная страсть, подлинное дело жизни. К слову, по одним лишь названиям, которые гениальный самоучка давал своим сортам сирени, можно изучать историю ХХ века.

Собственная его история началась в конце XIX столетия. Отец Колесникова Алексей Семенович, почетный гражданин Москвы родом из Рязани, был купцом и видным благотворителем. Мать владела швейными мастерскими. Были у семьи и дом на Кузнецком Мосту, и квартира в Санкт-Петербурге, и имение в Ялте. Из пятерых детей Леонид был младшим. Его появление на свет в 1893 году так обрадовало отца, что тот посадил в честь знаменательного события пихту в дачном саду.

Загородный дом Алексей Семенович приобрел в 1890-м в селе Всехсвятском под Москвой. Никто и предположить тогда не мог, что с разрастанием города это место однажды станет знаменитым районом Сокол и что в его известности незаурядную роль сыграет как раз Леонид. А пока семейство с чадами и домочадцами, родственниками и друзьями проводило на даче каждое лето. Излюбленным местом для вечерних чаепитий был уголок под роскошной французской махровой сиренью сорта Мишель Бюхнер — большой тогда редкостью, сводившей с ума тонким ароматом. Кто знает, не это ли детское впечатление повлияло впоследствии на выбор младшего сына Колесниковых, ставший судьбой?

Впрочем, до этого еще далеко, увлекался он в юности техникой, с 1905 года учился в Московском реальном училище Воскресенского, потом поступил в Коммерческий институт. Да только проучился там всего два года, в 1916-м был оттуда уволен для назначения в военное училище: шла Первая мировая. Вместо этого, однако, попал в итоге в Одесскую автошколу. Шофером Леонид Колесников отправился на фронт, а вернувшись, окончить обучение в институте уже не смог: революция отменила все прежние планы и решения.

Отец Колесникова был купцом и видным благотворителем. Мать владела швейными мастерскими. Из пятерых детей Леонид (сидит на скамейке) был младшим. Его появление на свет в 1893 году так обрадовало Алексея Семеновича, что тот посадил в честь знаменательного события пихту в дачном саду. Фото: из архива семьи Л. Колесникова

Как раз за месяц до эпохального разлома мать, что-то предчувствуя, отписала Леониду в дарственной целое состояние — земельные участки, недвижимость и среди прочего дачу во Всехсвятском. Она-то и осталась во владении семьи, когда все остальное передали новой власти. Впрочем, и дачный участок обрезали до двадцати пяти соток, на которых размещался дом и тот самый куст сирени, расцветавший каждую весну. В доме Колесниковы жили вместе с нянюшкой Павлой Сергеевной: оставшуюся в семь лет сиротой девочку взяли к себе в 1893 году и она стала частью семьи, вынянчила и Леонида, и его дочь, и внучку, став свидетелем всех бед и радостей.

В Гражданскую Леонид дома бывал нечасто — колесил за баранкой по военным дорогам. С марта 1918-го по 1922-й служил в Первой Советской автороте Москвы помощником командира автоколонны, доставлявшей грузы в «горячие точки». Повидал немало: сильнейшее впечатление оставили разоренные дворянские гнезда и брошенные усадьбы. В покинутых садах буйно цвела все та же сирень — как символ гибнущей, ненужной теперь былой роскоши.

Леониду было больно это видеть и остро хотелось сохранить красоту. Так и получила начало его уникальная коллекция. Первый свой куст он высадил дома в 1919-м. Говорят, дело было так: зимой шофер Колесников вез домой после премьеры артиста Большого театра с подаренной цветущей сиренью в кадке. Когда презент увял, водитель попросил отдать куст ему. Продержал зимой в прикопе у дома, а весной высадил в саду.

Тогда он еще ничего не знал о сирени и стал в любую свободную минуту учиться: штудировал дореволюционные каталоги, забегал в чудом сохранившиеся ботанические сады, разыскивал все имевшиеся в России сорта легендарной французской фирмы «Лемуан и сын» (именно «лемуановским» был любимый куст сирени его детства). Поездки по стране стали счастливой возможностью отовсюду привозить черенки. Если Колесников слышал незнакомое название сорта или узнавал о красивой сирени в чьем-то саду, ехал туда, чтобы посмотреть и купить отростки. В семье шутили, видя, как он идет с очередным кустиком или веткой: «Опять с хлыстиками?»

Леонид Алексеевич учился и экспериментировал, скрещивал сорта, выводил новые гибриды. Некоторые из них он посчитал достойными собственных названий. Одним из них стал Леонид Колесников. Фото: Т. Полякова

Порой очередной хлыстик расцветал — и оказывалось, что такая сирень у Колесникова уже есть. Тогда куст становился подвоем для закрепления новых сортов или основой для его знаменитых кустов-букетов, на которых порой одновременно цвело больше двадцати сортов. К 1923 году его коллекция стала лучшей в стране.

Однако на этом Леонид останавливаться уже не хотел. Им владела мечта создавать собственные сорта. Сеять семена он начал почти одновременно со сбором коллекции и в результате первых экспериментов отобрал два: Пионер и Джамбул. Для скрещивания селекционер придумал, например, такой способ: подвязывал близко друг к другу на кусте-букете ветки, смазывал их сиропом, набрасывал марлевый полог. Под него набивались насекомые и переносили пыльцу с одного сорта на другой. Он твердо верил, что совсем скоро люди захотят не только хлеба, но и цветов. Еще Леонид впервые любил и был любим — а для творчества нет ничего более вдохновляющего, чем взаимное чувство.

После возвращения с фронта Колесникову удалось устроиться водителем в ЧК — ненадолго, но там он встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь. Олимпиада Николаевна Якиманская работала в аппарате Дзержинского и была дамой незаурядной: красавица, прекрасно образованная, знавшая шесть языков, дочь известного московского музыканта. Вскоре они поженились. Супруга поняла и разделила страсть Колесникова — сирень и роскошный сад на Соколе.

Сам он к 1930 году окончил автомеханический рабфак, работал мойщиком машин, потом слесарем и механиком, затем был назначен начальником Первой автоколонны. Свободного времени почти не оставалось. В середине тридцатых сотрудница МГУ Мария Нагибина познакомила Колесникова с трудами Мичурина и Тимирязева.

Поездки по стране стали счастливой возможностью отовсюду привозить черенки. В семье шутили, видя, как он идет с очередным кустиком или веткой: «Опять с хлыстиками?» Фото: из архива семьи Л. Колесникова

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Желаю всего самого лучшего Желаю всего самого лучшего

Что будет, если попробовать желать себе всего самого лучшего

Psychologies
Как выбрать SSD накопитель для компьютера или ноутбука Как выбрать SSD накопитель для компьютера или ноутбука

SSD для компьютера - вполне рациональный выбор

CHIP
Владимир Коренев. До и после Ихтиандра Владимир Коренев. До и после Ихтиандра

Ранний брак удержал Владимира Коренева от многих ошибок

Караван историй
Психологическое насилие: спасать отношения или себя? Психологическое насилие: спасать отношения или себя?

Абьюз: кто виноват и что делать

Psychologies
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Счастливый мезальянс: как отбить атаку родных и друзей? Счастливый мезальянс: как отбить атаку родных и друзей?

Как выстоять под натиском и спасти свой союз

Psychologies
Лия Ахеджакова: Лия Ахеджакова:

Знаем ли мы Лию Ахеджакову?

Караван историй
Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA

Чем писали в космосе до изобретения специальной ручки

Популярная механика
Последняя хозяйка усадьбы Горки Последняя хозяйка усадьбы Горки

Зинаида Григорьевна Морозова выложила огромную сумму за усадьбу Горки

Караван историй
Лукоморье и еще 6 сказочных стран, которые существовали на самом деле Лукоморье и еще 6 сказочных стран, которые существовали на самом деле

Эти страны из сказок и летописей существовали в реальности

Maxim
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Мыши без ума от сыра и еще 25 ошибок массового поражения Мыши без ума от сыра и еще 25 ошибок массового поражения

Благодаря нам ты разуверишься даже в самых незыблемых истинах!

Maxim
Британский фунт Британский фунт

Британский фунт — древнейшее в мире действующее платежное средство

Вокруг света
Как гладить мужскую рубашку: пошаговая инструкция и полезные лайфхаки Как гладить мужскую рубашку: пошаговая инструкция и полезные лайфхаки

Пора научиться правильно гладить рубашку

Playboy
Почему Эйнштейн не сослался на опыт Майкельсона? Почему Эйнштейн не сослался на опыт Майкельсона?

Максвелл не сомневался, что всё пространство во Вселенной заполнено эфиром

Наука и жизнь
Неандертальцы вернули людям тысячи древних генов Неандертальцы вернули людям тысячи древних генов

Часть «неандертальского наследия» — это ДНК древних африканских сапиенсов

N+1
Виктория Маслова: «Судьба мудрее нас» Виктория Маслова: «Судьба мудрее нас»

Интервью с актрисой Викторией Масловой

Караван историй
Не только её проблема: почему харассмент опасен для нас всех Не только её проблема: почему харассмент опасен для нас всех

Почему на харассмент нельзя «просто не обращать внимания»

Cosmopolitan
Обгони меня: как в СССР строили 300-сильные масл-траки из ЗИЛов Обгони меня: как в СССР строили 300-сильные масл-траки из ЗИЛов

Почему советские ЗИЛы по скорости были не хуже, чем правительственные лимузины

Популярная механика
Дела семейные Дела семейные

Сестры Соня и Варя Чельцовы живут и творят душа в душу

Vogue
Аман Тулеев: С моих слов записано верно. Отрывок из книги Аман Тулеев: С моих слов записано верно. Отрывок из книги

Отрывок из книги Андрея Ванденко о бывшем главе Кузбасса Амане Тулееве

СНОБ
Лето наших надежд Лето наших надежд

Актриса Александра Ревенко ответила на десять вопросов о лучшем времени года

Grazia
Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим! Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим!

Ольга Бузова достигла того уровня свободы, когда она живет так, как хочет

Playboy
Дома с открытой планировкой, скоростные дороги и связь с природой — каким видел город будущего Фрэнк Ллойд Райт Дома с открытой планировкой, скоростные дороги и связь с природой — каким видел город будущего Фрэнк Ллойд Райт

Райт построил по своим проектам сотни домов, но город мечты так и не воплотил

VC.RU
Оскандалились! Родственники королевских особ, которые опозорили монархов Оскандалились! Родственники королевских особ, которые опозорили монархов

Даже в королевских семьях встречаются «черные овцы»

Cosmopolitan
Монологи женщин, которые столкнулись с проблемами в семье Монологи женщин, которые столкнулись с проблемами в семье

Истории людей, которые обратились за помощью в программу «Укрепление семьи»

СНОБ
Юбки, украшения и собственный мерч: что носит Джейден Смит — сын Уилла Смита, музыкант и модник Юбки, украшения и собственный мерч: что носит Джейден Смит — сын Уилла Смита, музыкант и модник

Ключевые составляющие яркого стиля Джейдена Смита

Esquire
15 хитов, про которые все думают, что их поет кто-то другой 15 хитов, про которые все думают, что их поет кто-то другой

Поражает упорство, с которым слушатели постоянно и уверенно ошибаются!

Maxim
Показ на Красной площади и 500 патентов: что нужно знать о легендарном дизайнере Пьере Кардене (и его роли в развитии моды в России) Показ на Красной площади и 500 патентов: что нужно знать о легендарном дизайнере Пьере Кардене (и его роли в развитии моды в России)

Краткая памятка о «королем лицензирования» Пьере Кардене

Esquire
Смех сквозь слезы: 5 научных фактов о щекотке Смех сквозь слезы: 5 научных фактов о щекотке

Механизм щекотки для научного сообщества — один большой вопрос

Популярная механика
Открыть в приложении