Человек, который больше собственной жизни любил сирень

Караван историйИстория

Сиреневые сады Леонида Колесникова

Нет, он не был личным шофером ни Феликса Дзержинского, ни маршала Жукова. Его сирень не растет у Капитолия в Вашингтоне. Все эти посмертные легенды совершенно избыточны на фоне реальных достижений этого человека, кажется, больше собственной жизни любившего сирень.

Татьяна Миргородская

Фото: Т. Полякова

Леонид Алексеевич Колесников, не будучи специалистом, не имея необходимого образования, научных работ и регалий, остался в истории как уникальный селекционер, признанный во всем мире. Ему выпала непростая судьба, плоть от плоти эпохи — Первая мировая, революция, Гражданская, советско-финская, Вторая мировая, оттепель. Он вел своего рода двойную жизнь, в которой была достойная профессия с заслугами и признанием — и истинная страсть, подлинное дело жизни. К слову, по одним лишь названиям, которые гениальный самоучка давал своим сортам сирени, можно изучать историю ХХ века.

Собственная его история началась в конце XIX столетия. Отец Колесникова Алексей Семенович, почетный гражданин Москвы родом из Рязани, был купцом и видным благотворителем. Мать владела швейными мастерскими. Были у семьи и дом на Кузнецком Мосту, и квартира в Санкт-Петербурге, и имение в Ялте. Из пятерых детей Леонид был младшим. Его появление на свет в 1893 году так обрадовало отца, что тот посадил в честь знаменательного события пихту в дачном саду.

Загородный дом Алексей Семенович приобрел в 1890-м в селе Всехсвятском под Москвой. Никто и предположить тогда не мог, что с разрастанием города это место однажды станет знаменитым районом Сокол и что в его известности незаурядную роль сыграет как раз Леонид. А пока семейство с чадами и домочадцами, родственниками и друзьями проводило на даче каждое лето. Излюбленным местом для вечерних чаепитий был уголок под роскошной французской махровой сиренью сорта Мишель Бюхнер — большой тогда редкостью, сводившей с ума тонким ароматом. Кто знает, не это ли детское впечатление повлияло впоследствии на выбор младшего сына Колесниковых, ставший судьбой?

Впрочем, до этого еще далеко, увлекался он в юности техникой, с 1905 года учился в Московском реальном училище Воскресенского, потом поступил в Коммерческий институт. Да только проучился там всего два года, в 1916-м был оттуда уволен для назначения в военное училище: шла Первая мировая. Вместо этого, однако, попал в итоге в Одесскую автошколу. Шофером Леонид Колесников отправился на фронт, а вернувшись, окончить обучение в институте уже не смог: революция отменила все прежние планы и решения.

Отец Колесникова был купцом и видным благотворителем. Мать владела швейными мастерскими. Из пятерых детей Леонид (сидит на скамейке) был младшим. Его появление на свет в 1893 году так обрадовало Алексея Семеновича, что тот посадил в честь знаменательного события пихту в дачном саду. Фото: из архива семьи Л. Колесникова

Как раз за месяц до эпохального разлома мать, что-то предчувствуя, отписала Леониду в дарственной целое состояние — земельные участки, недвижимость и среди прочего дачу во Всехсвятском. Она-то и осталась во владении семьи, когда все остальное передали новой власти. Впрочем, и дачный участок обрезали до двадцати пяти соток, на которых размещался дом и тот самый куст сирени, расцветавший каждую весну. В доме Колесниковы жили вместе с нянюшкой Павлой Сергеевной: оставшуюся в семь лет сиротой девочку взяли к себе в 1893 году и она стала частью семьи, вынянчила и Леонида, и его дочь, и внучку, став свидетелем всех бед и радостей.

В Гражданскую Леонид дома бывал нечасто — колесил за баранкой по военным дорогам. С марта 1918-го по 1922-й служил в Первой Советской автороте Москвы помощником командира автоколонны, доставлявшей грузы в «горячие точки». Повидал немало: сильнейшее впечатление оставили разоренные дворянские гнезда и брошенные усадьбы. В покинутых садах буйно цвела все та же сирень — как символ гибнущей, ненужной теперь былой роскоши.

Леониду было больно это видеть и остро хотелось сохранить красоту. Так и получила начало его уникальная коллекция. Первый свой куст он высадил дома в 1919-м. Говорят, дело было так: зимой шофер Колесников вез домой после премьеры артиста Большого театра с подаренной цветущей сиренью в кадке. Когда презент увял, водитель попросил отдать куст ему. Продержал зимой в прикопе у дома, а весной высадил в саду.

Тогда он еще ничего не знал о сирени и стал в любую свободную минуту учиться: штудировал дореволюционные каталоги, забегал в чудом сохранившиеся ботанические сады, разыскивал все имевшиеся в России сорта легендарной французской фирмы «Лемуан и сын» (именно «лемуановским» был любимый куст сирени его детства). Поездки по стране стали счастливой возможностью отовсюду привозить черенки. Если Колесников слышал незнакомое название сорта или узнавал о красивой сирени в чьем-то саду, ехал туда, чтобы посмотреть и купить отростки. В семье шутили, видя, как он идет с очередным кустиком или веткой: «Опять с хлыстиками?»

Леонид Алексеевич учился и экспериментировал, скрещивал сорта, выводил новые гибриды. Некоторые из них он посчитал достойными собственных названий. Одним из них стал Леонид Колесников. Фото: Т. Полякова

Порой очередной хлыстик расцветал — и оказывалось, что такая сирень у Колесникова уже есть. Тогда куст становился подвоем для закрепления новых сортов или основой для его знаменитых кустов-букетов, на которых порой одновременно цвело больше двадцати сортов. К 1923 году его коллекция стала лучшей в стране.

Однако на этом Леонид останавливаться уже не хотел. Им владела мечта создавать собственные сорта. Сеять семена он начал почти одновременно со сбором коллекции и в результате первых экспериментов отобрал два: Пионер и Джамбул. Для скрещивания селекционер придумал, например, такой способ: подвязывал близко друг к другу на кусте-букете ветки, смазывал их сиропом, набрасывал марлевый полог. Под него набивались насекомые и переносили пыльцу с одного сорта на другой. Он твердо верил, что совсем скоро люди захотят не только хлеба, но и цветов. Еще Леонид впервые любил и был любим — а для творчества нет ничего более вдохновляющего, чем взаимное чувство.

После возвращения с фронта Колесникову удалось устроиться водителем в ЧК — ненадолго, но там он встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь. Олимпиада Николаевна Якиманская работала в аппарате Дзержинского и была дамой незаурядной: красавица, прекрасно образованная, знавшая шесть языков, дочь известного московского музыканта. Вскоре они поженились. Супруга поняла и разделила страсть Колесникова — сирень и роскошный сад на Соколе.

Сам он к 1930 году окончил автомеханический рабфак, работал мойщиком машин, потом слесарем и механиком, затем был назначен начальником Первой автоколонны. Свободного времени почти не оставалось. В середине тридцатых сотрудница МГУ Мария Нагибина познакомила Колесникова с трудами Мичурина и Тимирязева.

Поездки по стране стали счастливой возможностью отовсюду привозить черенки. В семье шутили, видя, как он идет с очередным кустиком или веткой: «Опять с хлыстиками?» Фото: из архива семьи Л. Колесникова

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Макогон. Счастливый билет Александр Макогон. Счастливый билет

Актер Александр Макогон: «Я не собирался участвовать в продолжении "Ищейки"»

Караван историй
Космическая эра Бенедикта Редгроува Космическая эра Бенедикта Редгроува

Проект этого фотографа приурочен к 50-летию высадки человека на Луну

Популярная механика
Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что» Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что»

Было бы нечестно скрыть от поклонников факт расставания Агаты Муцениеце и Павла

Караван историй
Прыщи — от молока, отеки — от сладкого: как съеденное влияет на внешность Прыщи — от молока, отеки — от сладкого: как съеденное влияет на внешность

Часто провокаторы неприятностей с кожей находятся на твоей тарелке

Cosmopolitan
Владимир Коренев. До и после Ихтиандра Владимир Коренев. До и после Ихтиандра

Ранний брак удержал Владимира Коренева от многих ошибок

Караван историй
Готовь батарею летом: как быть, чтобы автоаккумулятор не подвёл зимой Готовь батарею летом: как быть, чтобы автоаккумулятор не подвёл зимой

Проблемы с аккумуляторами автомобилей начинаются летом

Популярная механика
Лия Ахеджакова: Лия Ахеджакова:

Знаем ли мы Лию Ахеджакову?

Караван историй
«Лучше принять хорошее решение сегодня, чем идеальное, но никогда» «Лучше принять хорошее решение сегодня, чем идеальное, но никогда»

Генеральный директор «Туту.Агентства» — как успевать делать все самое важное

Reminder
Евгений Воловенко. Зеленый луч Евгений Воловенко. Зеленый луч

Евгений Воловенко: «Если поймать зеленый луч, можно рассчитывать на счастье»

Караван историй
Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета Как жить в мире, где все отвлекает, или почему пожарные машины красного цвета

Как работает наше внимание?

Forbes
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Глобальное потепление перевесило глобальное охлаждение Глобальное потепление перевесило глобальное охлаждение

За последние десятилетия температура Земли выросла на один градус Цельсия

N+1
«На сплетни о себе реагирую смехом!» «На сплетни о себе реагирую смехом!»

Стася Милославская о «Неделе российского кино» в Нью-Йорке и желтой прессе

Grazia
Доживем до 2030: какие пункты «июльского указа» Путина могут быть выполнены в реальности Доживем до 2030: какие пункты «июльского указа» Путина могут быть выполнены в реальности

Недостижимые цели в «Национальных целях России до 2030 года»

Forbes
4 из 5 предпринимателей в России заметили, что эффективность их команд упала на удаленке. Почему так вышло — и что с этим делать 4 из 5 предпринимателей в России заметили, что эффективность их команд упала на удаленке. Почему так вышло — и что с этим делать

Почему сотрудники, перешедшие на удаленку, значительно потеряли в продуктивности

Inc.
Расстаться мирно: 20 лайфхаков для тех, кто разводится Расстаться мирно: 20 лайфхаков для тех, кто разводится

Расставание — нелегкое испытание для обоих супругов, особенно если есть дети

Psychologies
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Долгожданный Spotify. Как шведский сервис изменил музыкальную индустрию и что значит его приход в Россию Долгожданный Spotify. Как шведский сервис изменил музыкальную индустрию и что значит его приход в Россию

Что сделал Spotify для индустрии — и насколько ценен для инвесторов

Forbes
Летописец из спагетти-вестернов: что оставил после себя Эннио Морриконе Летописец из спагетти-вестернов: что оставил после себя Эннио Морриконе

Вспоминаем жизнь и карьеру великого композитора Эннио Морриконе

РБК
Сад камней Сад камней

Обустраиваем габионы на даче своими руками

Лиза
Тайна перевала Дятлова: от реальности к мифу Тайна перевала Дятлова: от реальности к мифу

Каковы были основные этапы трагедии на перевале Дятлова?

Esquire
«Человек-киборг» Нил Харбиссон — о том, как ему живется со вживленной в голову антенной «Человек-киборг» Нил Харбиссон — о том, как ему живется со вживленной в голову антенной

Художника Нила Харбиссона называют первым в мире киборгом

Esquire
В одну реку В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

Мото
Правила жизни Хантера С. Томпсона Правила жизни Хантера С. Томпсона

Правила жизни самого неординарного журналиста Хантера С. Томпсона

Esquire
Ветер ЦРУ Ветер ЦРУ

Правда ли, что группа Scorpions была связана с ЦРУ

Playboy
Ирина Лылова: «В ресторанах редко встретишь классного шеф-кондитера» Ирина Лылова: «В ресторанах редко встретишь классного шеф-кондитера»

Ирина Лылова о своем отношении к профессии кондитера

Bones
Роды в 12, алкоголизм и слава: удивительная жизнь Ареты Франклин, королевы соула Роды в 12, алкоголизм и слава: удивительная жизнь Ареты Франклин, королевы соула

Жизнь Арета Франклин была вовсе не так прекрасна, как её достижения в музыке

Cosmopolitan
Какие цели преследуют бренды, восстанавливая памятники архитектуры Какие цели преследуют бренды, восстанавливая памятники архитектуры

Почему известные бренды восстанавливают архитектурные памятники?

GQ
Призрачный рейс 401: духи капитана и авиамеханика предупреждали об опасности Призрачный рейс 401: духи капитана и авиамеханика предупреждали об опасности

Обычный рейс Нью-Йорк — Майами. Ничего не предвещало беды

Cosmopolitan
Шучу-шучу: есть ли у животных чувство юмора Шучу-шучу: есть ли у животных чувство юмора

Являются ли люди единственным видом на Земле который умеет смеяться?

Популярная механика
Открыть в приложении