Фильм "Белое солнце пустыни" я обожала с детства

Караван историйЗнаменитости

Наталия Мажуга. Во всех мужчинах я искала Владимира Мотыля

Фильм "Белое солнце пустыни" я обожала с детства. Знала бы тогда, что годы спустя режиссер картины станет моим лучшим другом и любимым мужчиной...

Записала Наталия Мурга

Фото: Андрей Федечко, визаж: Карина Головина; К. Зыков/ТАСС

До встречи с Мотылем я была замужем дважды, но коротко. Первый супруг погиб в автокатастрофе. А второй брак просто оказался неудачным. После него даже думать не хотела о новых отношениях. Но пятого февраля 2005 года в небольшую гостиницу в центре Санкт-Петербурга, где я работала администратором, приехала съемочная группа картины «Багровый цвет снегопада», и жизнь моя перевернулась.

Владимир Мотыль, взяв ключи от номера, пошел устраиваться. Вдруг он обернулся и спросил:

— Как вас зовут?

— Наталия.

Поздним вечером раздался звонок:

— Наташа, это кинорежиссер Мотыль. Я вот что подумал — в новый фильм мне очень подходит ваш типаж. Хочу предложить вам сыграть небольшую роль.

— Как? Я ведь не актриса...

— Это не имеет значения, люблю работать с непрофессионалами, — ответил он.

Честно говоря, я опешила. Повисла пауза. Что почувствовала, невозможно передать — в голове не укладывалось: мне предлагают сняться в кино! Робко попросила разрешения познакомиться со сценарием. Владимир Яковлевич его передал, но велел утром непременно вернуть. Читала всю ночь.

Вообще, некоторое отношение к искусству я имела — училась в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения на звукооператорском. В восьмидесятые годы мой папа Валерий Мажуга работал в Шостке начальником на заводе «Свема», производившем кинопленку. Ее в стране не хватало, поэтому в наш город часто приезжали известные люди: актеры, режиссеры, певцы, космонавты. Устраивали творческие встречи и концерты, а в благодарность за это им отгружали вне очереди дефицитную кинопленку. Родители с детства брали меня с собой на такие мероприятия. Лет в пять, после выхода на экраны картины «Семнадцать мгновений весны», говорила маме: «Выйду замуж только за Штирлица». Очень ждала, когда Тихонов приедет к нам, но не случилось.

Фильм «Белое солнце пустыни» я обожала с детства. Сложно сосчитать, сколько раз его смотрела. Знала бы тогда, что годы спустя режиссер картины станет моим лучшим другом и любимым мужчиной...

Именно лента про красноармейца Сухова принесла Володе всенародную славу. А ведь на экраны она могла и не выйти: в Госкино прокат картины запретили — сочли неудачной, но пленка чудом попала на дачу к Брежневу. Очевидно, информацию о чиновничьем запрете еще не донесли до тех, кому поручили доставить бобину генсеку. Брежнев был в восторге и лично похвалил Мотыля по телефону: «Хорошее кино снимаешь!» Так фильм вопреки решению Госкино пошел в народ — официальная премьера состоялась тридцатого марта 1970 года.

Картина «Багровый цвет снегопада» стала последней в жизни Владимира Яковлевича. Съемки длились почти пять лет, он был и режиссером, и автором сценария. Эту историю Мотыль задумал посвятить матери и всем родственникам, чьи судьбы искалечил каток советского террора. Деда и бабушку Владимира Яковлевича репрессировали и выслали на Дальний Восток. Там они уцелели, вернулись в Белоруссию, но в начале войны погибли в нацистском гетто. Отца, слесаря минского завода, обвинили в шпионаже и сгноили на Соловках. Сыну его было всего три года. Детство Володя провел с матерью в ссылке на Урале. Он с малых лет жил под прессом семейной трагедии и лишь в конце жизни решился взяться за эту тему.

Фото: из архива Н. Мажуги

Действие фильма разворачивается в Первую мировую войну. Юная киевлянка Ксения остается сиротой — отец, миллионер-промышленник, убит во время беспорядков, вскоре погибает и жених девушки. Она уходит на фронт сестрой милосердия и встречает там новую любовь, пятидесятитрехлетнего генерала Ростислава Баторского. Ксения мечтает о большой семье, детях... Но революция 1917 года повергает Россию в пучину кровавого хаоса, и надеждам героини не суждено сбыться...

История показалась мне интересной, но вызвала много вопросов.
«Любопытно узнать ваше мнение, — сказал Владимир Яковлевич, когда утром возвращала рукопись. — Предлагаю обсудить за ужином в ресторане».

Вечером, едва мы расположились за столиком, Мотыль поинтересовался:

— Ну, что скажете по поводу сценария?

— Извините, но несмотря на то что рассказ ведется от лица женщины, сразу понятно, что писал его мужчина. Мне кажется, вряд ли героиня легла бы в постель с убийцей мужа. Даже для того, чтобы отомстить ему.

— Благодарен за честность, — улыбнулся Володя. — Все поют восхищенные оды, вы — первый человек, который разгромил мой сценарий.

— А какую роль вы все-таки хотели предложить мне?

— Ее пока нет. Но напишу...

Вскоре Владимир Яковлевич пригласил на съемки — они проходили в центре Петербурга, недалеко от нашей гостиницы. Он, как и обещал, придумал для меня роль — немецкой переводчицы. Чтобы я не зажималась на площадке, репетировали отдельно. Володя опекал, помогал поверить в свои силы. Помню, читаю текст на немецком, он сидит в кресле и вдруг замечает: «Столько нерастраченной нежности, непонятно почему...»

Поражало, что Мотыль со всеми прост, внимателен и корректен. Как-то актер загулял и появился только через три дня в непотребном виде. Все ждали грандиозного скандала, но режиссер, оценив «масштабы бедствия», сухо произнес: «Отмыть, привести в чувство и на площадку!»

Неожиданно Владимир Яковлевич привлек меня к кастингу. Дело в том, что сначала женихом Ксении он видел Харатьяна, но Дмитрий был уже занят в другом проекте и не смог сниматься. Мотыль показывал мне фотографии претендентов и спрашивал: «Потеряла бы ты голову от такого мужчины?» Я раз за разом отвечала, что вряд ли... Выбор в конце концов остановили на Михаиле Химичеве. А роль героини, на которую пробовались сотни актрис, досталась сербке Даниэле Стоянович, которая давно жила в России, играла в петербургском театре «Приют комедианта». Где-то через месяц после начала съемок Владимир Яковлевич признался ей: «Вчера что-то пишу за столом, поднимаю глаза на фотографию, где мама держит меня на руках, и вдруг понимаю — вы невероятно на нее похожи!» Утверждая Даниэлу на роль, он этого еще не осознавал, но интуиция подсказала ему остановить выбор именно на ней.

Фото: Photoxpress.ru/Презентация фильма «Багровый цвет снегопада» режиссера Владимира Мотыля

К выбору каждой детали Мотыль подходил крайне скрупулезно. Например забраковал сцену с гуляющими в кадре коровами: «Этой породы не существовало во время Первой мировой, ее вывели позже!» — заявил категорично. Эпизод пришлось переснимать.

Помню, как директор картины уговаривала не отменять съемку из-за неправильной — остроконечной — формы палаток немецкого лагеря. Но Владимир Яковлевич остался непреклонен: «Таких палаток тогда не было!» Работу остановили до прибытия аутентичного реквизита.

Конечно, я чувствовала к себе симпатию Владимира Яковлевича, но в тот период границы чисто дружеского общения мы не переходили. Отношения развивались постепенно. Он любил уютные ресторанчики, и мы часто там бывали. Уезжая, писал мне: «...Письма твои желательны очень. Вокруг так мало искренности... Мечтаю о нашей встрече, едва подвернется первая же пауза в изнурительных съемках...», «Милая, милая Наташа! Наташенька! Я так боюсь потерять Вас в едва начавшемся нашем знакомстве, что решаюсь загодя открыться Вам, не тая ничего! Хочется всегда смотреть в Ваши чистые, чарующие глаза, не отводя взгляда». Я храню все его послания. Жаль, что традиция писать от руки устарела. Электронная почта лишает возможности видеть почерк человека и тем самым ощущать его присутствие.

Я узнала, что Мотыль женился дважды. С Людмилой Подаруевой, актрисой одного из свердловских театров, Володя познакомился, когда ему, студенту Свердловского театрального института, было всего восемнадцать. Она была на пять лет старше, но это не имело никакого значения — влюбился без памяти. Бегал на ее спектакли, дарил цветы, караулил у служебного входа, чтобы проводить домой, и Людмила не устояла. Они поженились, родилась дочь Ирина.

В Свердловске Владимир Яковлевич какое-то время работал режиссером местного драмтеатра, ставил на других сценах, имел и актерский опыт, но всегда мечтал снимать собственные фильмы и в тридцать лет решил податься в Москву. Ехал, по сути, в никуда, поэтому не рискнул срывать с места семью. Людмила Васильевна отпустила мужа, она его всегда поддерживала. Но люди в разлуке все равно живут в разном течении времени....

Фото: Телеканал Россия К/Кадр из фильма «Больше, чем любовь. Владимир Мотыль и Людмила Подаруева»

Первой самостоятельной работой Мотыля в 1963 году стал фильм «Дети Памира». Ради Раисы Куркиной, которая в нем снялась, Володя оставил Людмилу. Они проживут вместе несколько лет, Куркина будет много сниматься, но у Владимира Яковлевича — еще только в двух фильмах. Спустя шесть лет после «Детей Памира» она сыграет роль жены таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни», а затем Софью Раевскую в «Звезде пленительного счастья». В конце концов брак распадется и Мотыль вернется к первой жене.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!” Яна Троянова: “Подчиняться мужчинам – это прекрасно!”

Откровенное интервью со звездой артхауса и сериала «Ольга» Яной Трояновой

Psychologies
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках

Почему теннисисты не могут выглядеть, как облепленные логотипами гонщики

Forbes
«Император Святой Руси» «Император Святой Руси»

Что в XV-XVIII веках означало слово «чин»?

N+1
Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой

Астрономы подтвердили обнаружение третьего межзвездного объекта

N+1
Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году

Что привело к ужасной трагедии на заводе Philips и какими стали ее последствия

ТехИнсайдер
Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос

Мы привыкли считать, что делаем осознанный выбор, но так ли это на самом деле?

Inc.
Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью

Генетические факторы отвечают за 70 процентов плача

N+1
«Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов «Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов

Николаса Уинстона, британского филантропа, не просто так называют «Шиндлером»

ТехИнсайдер
Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen

От металлургии до гидродинамики: история парохода Bremen

ТехИнсайдер
Взяться за голову Взяться за голову

В КХЛ усилили защиту от ЧМТ: новые правила и умные капы для игроков

Ведомости
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы

Домашние животные и младенцы: почему не стоит бояться аллергии

Здоровье
Открыть в приложении