«Все под колпаком»: журналисты описали схему «крышевания» банкиров сотрудниками ФСБ
Силовики из ФСБ получали до 0,2% от средств, обналичиваемых «крышуемыми» банками, а за денежными проводками следил специальный сотрудник, которого банк по просьбе чекистов нанимал на высокую должность и на большую зарплату. Об этом The Bell и «Проект» пишут в совместном расследовании
Поводом для расследования стал арест полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его сослуживцев, у которых при обысках нашли 12 млрд рублей. До ареста Черкалин возглавлял банковский отдел управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ. Это управление авторы расследования называют «едва ли не самым влиятельным подразделением спецслужбы». Черкалин курировал борьбу с преступностью в банковской сфере и участвовал в расследовании десятков уголовных дел, связанных с банковскими махинациями, крупнейшим из которых стало дело бывшего члена Совета Федерации, основателя и владельца Межпромбанка Сергея Пугачева.
Подкрышники из отставных чекистов
Как пишут The Bell и «Проект», у управления «К» было два главных неформальных способа взаимодействия с банками: процент от обналиченных средств (0,1-0,2% от суммы операции) и фиксированные взятки и откаты за конкретные нарушения, пишут The Bell и «Проект» со ссылкой на источник, близкий к ФСБ. В первом случае в банк из ФСБ командировали так называемого подкрышника — как правило, офицера в отставке, утверждается в расследовании. Чаще всего ему давали должность главы службы экономической безопасности банка, рассказал источник: это позволяло держать все денежные потоки под колпаком.
Такого подкрышника в 2014 году позвали совладельцы финансовой группы «Лайф» в свой опорный банк — Пробизнесбанк, утверждается в расследовании. Авторы ссылаются на показания одного из бывших совладельцев группы Александра Железняка, сделанные в рамках разбирательств, которые совладельцы «Лайфа» ведут в Европе и США. В России они заочно арестованы и объявлены в международный розыск по делу о хищениях из Пробизнесбанка.