Как защитить маршала Конева? Это должен делать не Кремль, а гражданское общество
Чехия стала очередной страной Восточной Европы, оскорбившей память советских воинов-освободителей. И Россия в очередной раз не смогла достойно ответить на это оскорбление.
В Восточной Европе продолжается война против советской истории. На сей раз отличилась, впрочем, не Польша и Прибалтика, а Чехия. Глава одного из районов Праги Ондржей Коларж (принадлежащий к правоцентристской антикоммунистической партии TOP 09) воспользовался режимом чрезвычайного положения и снес памятник маршалу Коневу — освободителю города от нацистов. Поскольку снос монумента был запрещен двусторонним договором от 1993 года, действие было официально оформлено как «перенос» — формально памятник отправят в музей. В ответ Россия возбудила уголовное дело против инициаторов сноса по статье об осквернении символов воинской славы России, совершенном публично. Это стало началом нового витка противостояния, поскольку МИД Чехии вписался за Коларжа и заявил, что такого рода претензии говорят о потере Москвой интереса к развитию двусторонних отношений.
Во всем этом скандале важно не поведение чешских властей — оно как раз вполне понятно и предсказуемо. Наиболее радикальная часть местного политикума продолжает, как и их собратья по разуму из других стран Восточной Европы, вести войну против собственной истории. Бог им судья, и если они хотят заниматься демонтажем своей государственности (которая базируется на целостной истории государства за весь период его существования), то это их суверенное право. Куда важнее для России то, как Москва должна реагировать на этот демонтаж, если он проводится с осквернением символов государственности. А наши памятники за рубежом как раз и являются этими символами, неразрывно связанными с теми жертвами, которые мы понесли во имя нашей и общемировой победы над нацизмом.
Понятно, что российские власти не имеют права оставлять без ответа такие оскорбительные действия чешских властей. Пассивность чревата для Кремля электоральными проблемами, а также станет командой «фас» для других зарубежных осквернителей памяти. Однако как отвечать? К сожалению, на сегодняшний день у России нет оптимального и реалистичного варианта реагирования. Те, что нам доступны, неэффективны или даже контрпродуктивны, а те, которые были бы оптимальными, невозможны из-за недостатка в России внутриполитических,