Как российскому стартапу выйти на рынок США и не прогореть. Пошаговая инструкция
Крупные компании теряют миллиарды долларов из-за неправильного запуска в другой стране. Что нужно знать стартапу, чтобы не повторить их ошибок?
Выходить на незнакомый рынок сложно — не только стартапам, но и мировым гигантам. Чаще всего мишенью для глобальной экспансии становится США, где рынок, кажется, настолько большой и лояльный, что доказавший свое качество на локальном уровне продукт там обязательно взлетит. Но это не так. Британский магазин одежды Marks & Spencer потерял $525 млн, так как коллекции одежды были чрезмерно строгими и консервативными для американцев. Другой британский ретейлер, Tesco, который работает в категории FMCG-товаров, потратил $1,3 млрд на открытие 1000 точек в США, но опять-таки не угадал с целевой аудиторией. Люди, проживающие поблизости, в основном относились к синим воротничкам и привыкли закупаться в супермаркетах, а небольшие по площади магазины Tesco и кассы самообслуживания вызвали у них отторжение. Поэтому перед тем, как выйти на новый рынок, необходимо провести большую работу.
Познакомьтесь с конкурентами и просчитайте расходы
Прежде чем лететь в США, проведите подготовительный этап: проанализируйте рынок и конкурентов. Сделать это можно не только с помощью Google, но и на сайтах акселераторов, на отраслевых конференциях и выставках. Вот несколько источников информации:
- СМИ о новинках в tech индустрии — например, Techcrunch
- Подборка акселераторов от Forbes
- Конференции: CES и TechCrunch Disrupt для технологических стартапов, Expo East и Expo West для потребительских товаров, Startup Grind для стартапов в разных индустриях.
- Подкасты Nosh и Taste Radio.
- Информация о том, сколько инвестиций привлек тот или иной проект можно на сайте Crunchbase.
Рассчитать собственные финансы поможет Numbeo — полезный сайт для понимания цен. Например, мы изначально закладывали 1 месяц на привлечение инвестиций, а в итоге процесс занял 2 месяца. Соответственно, потратили в 2 раза больше денег. Жилье в Нью-Йорке на человека обошлось в $1 000 в месяц, питание в $1 500, транспорт в $300. Прогнозируйте бюджет с запасом.
Определитесь с локацией
Перед тем, как отправиться в Америку, стоит выбрать город. Нужно понять, где сосредоточены компании их вашей индустрии и где находится ваша целевая аудитория. Наверняка, в голове сразу всплывает Сан-Франциско, но это не всегда так. Например, многие бренды потребительских товаров базируются в Боулдере или в Нью-Джерси, а Техасский Остин стал новой меккой для tech-стартапов. Каждый город США имеет свою специфику, важно в ней разобраться.
Мы планировали запускаться в Сан-Франциско, но потом переместились в Нью-Йорк. Причины три: близость к поставщикам, дешевый аутсорсинг производства в Нью-Джерси и бОльшая плотность потенциальных точек продаж.
Исследуйте рынок на месте
Вы приехали в США. Не торопитесь открывать компанию. Сначала проведите более глубокое исследование рынка, уже «в полях». Если ваш продукт — CPG товар (consumer packaged goods — товар народного потребления), то обойдите локации, где продают ваши конкуренты или закажите продукцию онлайн. Если вы предлагаете услугу, то притворитесь клиентом и свяжитесь с компанией лично.
Обращайте внимание на каждое слово, используемое конкурентами в общении с клиентами. Если очевидные для вас фразы не встречаются — узнайте причину. В российском маркетинге слова «здоровый» и «полезный» — привычные вещи. А в США, к примеру, слово healthy регулируется FDA, и компании стараются его избегать. Ключевые регуляторы: Federal Trade Commision и Food and Drug Administration.