Неудобная правда
Американец и швед сняли самую честную экранизацию катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пятисерийный фильм «Чернобыль» (кажется, это именно тот случай, когда мы имеем дело именно с многосерийным фильмом, а не с сериалом в традиционном понимании) не стремится показать катастрофу с документальной точностью. Его авторы придумывают героев, упрощают обстоятельства и допускают неточности в повествовании. Но это совершенно неважно, в результате всё равно получилась лучшая история про Чернобыль, из всех когда-либо рассказанных.
Среди безусловных заслуг авторов — поминутное (и даже посекундное) восстановление событий, которые привели к взрыву реактора четвёртого энергоблока. Кроме того, создателям фильма удалось просто и доходчиво объяснить устройство ядерного реактора и конструктивных особенностей, которые в результате привели к катастрофе. Эти сцены вполне можно использовать в качестве обучающих материалов, а суть терминов «концевой эффект» и «положительная паровая эффективность» после просмотра «Чернобыля» поняли самые далёкие от ядерной отрасли люди.
С другой стороны, в фильме есть достаточно вымышленных или сильно преувеличенных сюжетных линий, которые отчаянно раздражают российских критиков в социальных сетях и диванных экспертов по атомной отрасли. Один из моих любимых аргументов: «ликвидаторы не могли постоянно пить водку, потому что в стране был сухой закон». При этом достаточно выйти на улицу и устроить небольшой опрос, чтобы понять, насколько даже сегодня, спустя три десятилетия, живуч миф о защите