Как реклама заставляет нас есть
Маркетологи умело пробуждают в людях аппетит, демонстрируя с экрана телевизора сочные бургеры или плитки нежного молочного шоколада. Некоторые убеждены, что толстеют только от одного вида «греховной» еды. Исследования показали, что сила рекламы действительно очень велика и нам сложно ей противостоять.
Эта штука на картинке в экране выглядит просто замечательно, так и хочется ее откусить: хрустящее тесто, пышная начинка с запеченным сыром. Разве не чудо эта пицца? Мы смотрим на нее и почти в реальности ощущаем запах и вкус во рту. Хотя на самом деле нас искушает всего лишь рекламная фотография. Но это работает. Как?
Аппетитные фотографии и ролики еды и напитков манят с рекламных щитов и из витрин магазинов, они прерывают интересные фильмы и телепрограммы, заставляют прыгать со страницы на страницу в интернете. Кажется, высококалорийная еда заполонила все вокруг. Но что на самом деле делают с мозгом эти оптические стимуляторы? Можем ли мы противостоять их воздействию? И ответственны ли они, хотя бы частично, за нашу постоянную борьбу с лишними килограммами?
Принцип собаки Павлова
Этими вопросами задался психолог Йенс Блехерт из Зальцбургского университета. «Нам уже хорошо известны основные характеристики тех процессов, которым «аппетитные» изображения обязаны своим эффектом», — говорит исследователь. Качественно сделанная фотография вкусного блюда заставит большинство наблюдателей почувствовать то же, что и знаменитая павловская собака. В эксперименте Павлова, проведенном в начале XX века, собаке давали еду, когда ученый звонил в звонок. Животное быстро усваивало эту связь, и одного звука колокольчика было достаточно, чтобы пробуждался аппетит и выделялась слюна.
Такие процессы научения, которые бихевиористы называют классическими условиями, существуют и у людей. Однако в последние десятилетия они не вызывали особого научного интереса, и эта концепция вышла из моды. «Но недавно ситуация изменилась, — говорит Йенс Блехерт. — Ожирение и его последствия для здоровья стали серьезной проблемой во многих странах. Почему люди едят больше, чем необходимо? Похоже, происходящие в человеческих организмах процессы очень похожи на те, что были у собаки Павлова».