Как полиция Санкт-Петербурга нашла обезглавленный труп. Цикл тру-крайм историй от автора подкаста «Закат Империи» Андрея Аксенова
Ведущий подкаста «Закат Империи» Андрей Аксенов возвращается на «Сноб» с циклом увлекательных историй о громких преступлениях в императорской России. Первый — о неожиданной разгадке жестокого убийства в Санкт-Петербурге, когда жертва оказалась без головы. Как полиции удалось установить личность и кто оказался убийцей? Ищите ответы вместе с автором, который не только написал текст, но и стал героем комикса.
3 октября 1909 года в квартиру в Лештуковом переулке Санкт-Петербурга вызвали полицию. Только вчера сюда въехал новый квартирант, некий господин Адриан Федоров со своим секретарем. Утром горничная не смогла зайти в квартиру, чтобы прибраться, и попросила хозяйку открыть дверь своим ключом. О ужас, в спальне они обнаружили полный кошмар: комната была залита кровью, а на кровати лежало обезглавленное нагое тело молодого мужчины.
Полиция обыскала квартиру: голова убитого была в кухонной печи. Убийца явно тщательно заметал следы. В квартире нашли одежду, но все метки на ней были срезаны. Кое-что, однако, удалось обнаружить — клеймо известного московского ателье на брюках, а также серебряную мыльницу с вензелем в виде буквы А. Газета «Копейка» писала об обстоятельствах преступления:
«В спальне, где произошло убийство, найден кинжал, большой кухонный нож, бритва, и нож меньших размеров. Убит неизвестный был, по-видимому, в темноте. После убийства преступник для удобства скальпирования зажег свечу. Затем, собрав все остатки от скальпировки, он сложил их в принесенную им кастрюлю, бросил в нее волосы и части кожи, куски материи и с метками от белья, затем подкладку, карманы пиджака, бросил еще какую-то бумажку, облил все денатурированным спиртом и поджег».
За расследование взялся начальник Петербургской сыскной полиции Владимир Филиппов. Он выяснил следующие подробности о квартиранте: тот представился Адрианом Федоровым, на вид примерно 27–28 лет; никаких документов Федоров не предоставил, пообещав прислать их на следующий день. Хозяйка не настаивала, так как арендатор, не торгуясь, сразу же отдал за квартиру 100 рублей вперед. Он въехал 2 октября. В первую ночь с ним остался ночевать его секретарь, примерно тех же лет, такой же высокий и худощавый.
Первым делом полиция решила попробовать установить личность погибшего и для этого опубликовала в прессе призыв сообщить обо всех пропавших мужчинах подходящего возраста. Через три дня в полицию обратился студент Петербургского университета, Константин Гилевич, и заявил о пропаже своего брата — Андрея Гилевича, московского инженера. Он опознал убитого и попросил выдать тело для захоронения.
Полиция, конечно, сомневалась, можно ли с такой точностью опознать безголовое тело, но Гилевич объяснил, что они с братом часто бывали в бане, так что он хорошо его знает. Константин также добавил, что у Андрея была с собой большая сумма — 20 000 рублей. Поскольку эти деньги не были обнаружены в квартире в Лекшутовом переулке, то, похоже, полиция нашла и мотив убийства.
Начальник полиции Филиппов связался со своим коллегой из Москвы, начальником московской сыскной полиции, Аркадием Францевичем Кошко, и попросил его о помощи: надо было попробовать найти заказчика брюк и пальто. В Москву прислали образец ткани, сообщили размер, цвет одежды и название ателье.