Rape kit: как собирают доказательства изнасилования в разных странах
Когда становится известно о сексуализированном насилии, виктимблейминг (обвинение жертвы) строится в том числе на требовании предоставить вещественные доказательства. В практике ряда стран для таких улик есть специальное название — «rape kit», что можно перевести как «набор [после] изнасилования». Рассказываем, из чего он состоит, в чем проблематичность его использования и есть ли похожая практика в России
Что такое rape kit и как его используют
В 1970-е годы в Америке началась вторая волна феминизма, бросившая вызов стигме, существовавшей вокруг пострадавших от сексуализированного насилия. Многие женщины стали публично рассказывать о сексуальных домогательствах и изнасилованиях. Но тогда не было четкой процедуры сбора улик и работы с потерпевшими после преступления. Адвокат Сьюзен Ирион, которая в то время защищала интересы переживших насилие, говорит, что заявления часто не принимали, если женщина не выглядела «достаточно травмированной». Улики неосторожно собирали, плохо их хранили или вообще уничтожали.
Проблемой занялась адвокат из Чикаго Марта Годдард, которая сама пережила сексуализированное насилие и защищала женщин, пострадавших от него. Она общалась с полицией, врачами, политиками, прокурорами, судьями, чтобы составить четкий список улик, при наличии которых изнасилование было бы невозможно отрицать. Первоначальный тираж rape kits отправили в 26 отделений неотложной помощи округа Кук в 1978 году. Его производство финансировал Фонд Playboy, так как Годдард дружила с Кристи Хефнер — дочерью основателя журнала Playboy Хью Хефнера. Уже к 1980 году набор использовали 215 больниц штата Иллинойс.
Несмотря на то, что Марта Годдард создала набор для сбора улик и добивалась его введения в криминалистическую практику, вся слава досталась сержанту полиции Чикаго Луису Витулло. Он помогал Годдард доработать комплект, хотя изначально был против подобной инициативы. Вскоре rape kit даже стали называть «Vitullo kit».
Сегодня rape kit представляет собой контейнер с предметами для сбора улик — волос, волокон одежды, слюны, крови, спермы. Анализ образцов ДНК позволяет находить виновных, а также оправдывать ложно обвиненных.
В разных странах действуют разные протоколы, но, как правило, процедура сбора улик с помощью rape kit включает опрос потерпевшей медиками (вопросы могут касаться в том числе ее личной жизни, если они помогают узнать больше о преступнике и обстоятельствах изнасилования), осмотр ее тела, сбор образцов крови и мочи, волос и мазков с поверхности кожи. С разрешения потерпевшей делают фотографии, документирующие травмы. Также могут попросить оставить нижнее белье, одежду и все, что потенциально содержит ДНК преступника.
Длительность процедуры зависит от обстоятельств, но составляет не меньше пары часов. Потерпевшей также предлагают необходимую медицинскую помощь, проводят анализы на заболевания, передающиеся половым путем, а в некоторых случаях предоставляют средства экстренной контрацепции.
Неидеальный способ
В 2009 году на складе полиции Детройта обнаружили более 11 тысяч забытых rape kits с собранными уликами. После этой находки прокурор Ким Уорти (кстати, первая темнокожая женщина на этой должности в США) взялась за их обработку, в ходе которой было обнаружено 567 совпадений по ДНК в 24 штатах, причем 87 преступников оказались серийными насильниками. Этот случай не единственный: тысячи использованных, а затем потерянных rape kits находили в Мичигане, Мемфисе, Далласе и других городах. 18% дел об изнасилованиях в США в период с 2002-го по 2007 год не были раскрыты, потому что никто не притрагивался к вещественным доказательствам.