Как основатель купленного X5 Group стартапа создал благотворительную соцсеть
Предприниматель Андрей Ващенко продал X5 Group свою платформу для экспресс-доставки продуктов из магазинов «Антимаркет». А после вместе с партнером запустил социальную сеть ro:, которая намерена отправлять 80% доходов от рекламы в благотворительные фонды. Проект уже привлек $700 000 инвестиций и получил около 5000 регистраций в приложении. Сможет ли ro: закрепиться на конкурентном рынке?
«Больше постов — больше денег для фондов. Выложи свой!» — призывает надпись на одной из страниц в приложении ro:. По функционалу оно напоминает другие популярные социальные сети: здесь можно опубликовать фотографию или текст, написать сообщение другу. Основное отличие ro: — в том, что пользователь может выбрать для себя «миссию» вроде охраны природы или развития образования. Соцсеть переводит 80% дохода от показанной пользователю в ленте рекламы в соответствующие благотворительные фонды, заявляет ее создатель, предприниматель Андрей Ващенко: «Мы конвертируем контент в пользу — каждый может ежедневно делать максимально конкретное доброе дело».
Делать «что-то связанное с благотворительностью» Ващенко захотел в начале 2021 года — после того, как продал свой фудтех-проект «Антимаркет» X5 Group и поработал в компании одним из руководителей направления экспресс-доставки. На идею ro: его натолкнул ажиотаж вокруг голосовой социальной сети Clubhouse, произошедший весной того же года. Ващенко привлек на запуск $400 000 от братьев Михаила и Александра Исмагиловых, владельцев санкт-петербургской строительной компании «Город». Соцсеть заработала в сентябре 2022 года. А в начале декабря привлекла дополнительно $300 000 от тех же инвесторов.
Ващенко заявляет, что уже перевел полмиллиона рублей в благотворительные фонды. Правда, признается, что эти деньги — из инвестиций. Пока в ro: есть только контекстная реклама. На сегодня она принесла соцсети всего несколько тысяч рублей. Предприниматель планирует увеличить заработки в том числе за счет привлечения рекламодателей и, по собственным словам, уже ведет переговоры с крупным ретейлером. Но эксперты сомневаются, что у такой бизнес-модели есть будущее.
SAP для доставки
Андрею Ващенко 30 лет. Он учился в двух университетах, но ни один из них не окончил. Саксофонный класс Московского государственного института культуры бросил, поняв, что не станет «великим музыкантом». А с журфака МГИМО ушел, разочаровавшись в профессии. «Я представлял себе, что журналистика — это способ донести правду и сделать мир лучше. А оказалось, что никто ни на что не влияет: многие в профессии работают ради кликов», — объясняет он.
В студенчестве Ващенко часто задумывался о своем бизнесе. Свой первый проект он придумал в МГИМО. От одной из преподавательниц в 2015 году услышал об онлайн-ретейлере «Утконос», который в то время доставлял продукты в течение двух–трех дней после заказа. Можно делать это гораздо быстрее, если привозить продукты из магазинов, расположенных неподалеку, рассудил предприниматель. По аналогичной модели с 2013 года в Москве уже работал сервис Instamart (сейчас — «Сбермаркет»). Ващенко посчитал это хорошим знаком: «Если похожую модель использует кто-то еще, значит, есть рынок».
Предприниматель сразу придумал сервису название — «Антимаркет». Но из-за учебы отложил идею в долгий ящик. Вернулся к ней Ващенко только в сентябре 2017 года, когда бросил вуз. Себе в помощь он взял начинающего разработчика, которому стал платить по 20 000 рублей в месяц. Необходимые для старта средства он успел накопить, пока работал официантом в студенчестве.
Когда вложения перевалили за 100 000 рублей и накопления стали заканчиваться, Ващенко начал искать инвестора. На одной из встреч с ретейлерами, которую организовывал Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), он познакомился с бывшим главным системным архитектором Avito, бизнес-ангелом Михаилом Тюриным. Тот в марте 2018-го согласился вложить 3 млн рублей в доработку «Антимаркета». Летом того же года проект привлек еще 6 млн рублей от бывшего вице-президента по продуктам и технологиям Avito Дмитрия Ковалева и смог взять в команду еще нескольких разработчиков, рассказывает Ващенко.
В середине 2018 года «Антимаркет» начал доставлять продукты из магазинов. Но уже к концу года решил изменить бизнес-модель. По словам Ващенко, экономика сервиса «не сходилась», так как требовала больших вложений в маркетинг и улучшение логистики. К тому же к 2018-му появились другие подобные проекты, а это осложняло поиск инвестиций, говорит он.
Вместо развития собственной службы доставки основатель решил предложить софт B2B-клиентам — ретейлерам, которые еще не успели выйти в онлайн. В конце 2018-го «Антимаркет» привлек под идею около $500 000 от группы бизнес-ангелов, в том числе бывшего гендиректора онлайн-магазина KupiVip и сооснователя сервиса доставки фермерских продуктов ресторанам Foodza (был закрыт в начале 2020 года) Владимира Холязникова, сооснователя сети вендинговых автоматов с готовой едой DC Daily Артура Шамалова и совладельца санкт-петербургской строительной компании «Город» Михаила Исмагилова.
Ващенко признается, что еще в конце 2018-го не мог убедить ретейлеров использовать платформу. «А в 2019-го мы продали это практически всем», — гордится он. В том году рынок доставки продуктов в России вырос в полтора раза, согласно оценкам аналитического агентства InfoLine. На него обратили внимание и корпорации: например, в 2019 году свой сервис экспресс-доставки продуктов начал тестировать «Яндекс». По словам предпринимателя, «Антимаркет» делал пилотные проекты с «Магнитом», «О'кей», «Азбукой вкуса», сетью «Пятерочка», принадлежащей X5 Group, и другими. Клиентам сложно было «слезть» с софта «Антимаркета», утверждает он: «Мы были как [программное обеспечение] SAP, только для доставки».