Токсичный союзник. Чем чревата поддержка Лукашенко и есть ли шанс от нее «отвертеться»
Белорусский политический кризис стал для России главным событием августа 2020 года. От того, как будет реагировать Кремль на развитие ситуации в Минске и других белорусских городах, зависят не только долгосрочные экономические интересы России и российского бизнеса в Республике Беларусь, не только судьба Союзного государства, но и все развитие российской экономической и политической системы на годы вперед.
Александр Лукашенко, более четверти века гревший белорусское президентское кресло, напуган. Он явно не ожидал, что формальная процедура продления его полномочий выльется в массовые политические протесты, которые поддержат рабочие крупнейших предприятий республики. Предварительная «зачистка» политического пространства результатов не принесла: ни отсутствие общепризнанных лидеров, ни замалчивание протестов официальными СМИ, ни даже отключение интернета на массовость акций не повлияли. А жестокость первых дней по отношению к протестующим и задержанным стала последней каплей, переполнившей чашу европейского терпения. Лукашенко, который совсем недавно пытался на фоне Путина играть в цивилизованного лидера, склонного к автократии, вернул себе статус «последнего диктатора Европы», с которым никто никаких дел больше иметь не будет.
Никто, кроме Путина, весь прошлый год склонявшего белорусского коллегу к углублению интеграции в рамках Союзного государства до состояния, которое сам Лукашенко называл потерей суверенитета. Нынешние чуть ли не ежедневные звонки белорусского президента в Кремль можно считать полной безоговорочной капитуляцией. Игры в суверенитет закончились, остались только союзнический долг и укрепление Союзного государства.