6 советских мультфильмов, запрещенных в СССР
Чем советскому мультипликационному начальству не угодили мультики про зайчат и удава или путешествующего музыканта?
Случаи запрета родной анимации в СССР были чрезвычайно редки: цензура зверствовала главным образом на этапе приемки сценария либо готового мультфильма и требовала перекроить и надшить до того, как выпустить на экран. Однако история советской мультипликации знает случаи, когда рисованные ленты подпадали под запрет, явный или негласный. Вот несколько из них.
«Скорая помощь» (режиссер Ламис Бредис, 1949)
Краткое содержание мультфильма: зайцы в стране совсем пообносились, и вдруг могущественный мистер Удав сулит им скорую помощь — по семь новых шкурок каждому, однако доверчивые зверушки не получают обещанного, напротив — алчные волки снимают с них последнюю шкуру. Сюжет, как отмечает в публикации для журнала «Киноведческие записки» историк анимации Георгий Бородин, — редкий для конца 1940-х представитель жанра политической сатиры. В аллегорически-басенной форме им высмеивается «План Маршалла», предложенная в 1947 году госсекретарем США «Программа восстановления Европы» после Второй мировой войны.
И, вроде бы, идеологически верно высмеивается! Однако в советских верхах рассудили иначе. В приказе министра кинематографии СССР Ивана Большакова от 28 марта 1949 года сказано, что мультфильм «является по своему идейно-художественному содержанию порочным, авторы фильма пошли по пути грубого искажения и вульгаризации важной политической темы фильма, реакционной империалистической политики».
«Короткометражный мультипликационный фильм „Скорая помощь“ к выпуску на экран запретить», — гласит седьмой, заключительный пункт приказа министра.
Мультфильм губительнейшим образом отразился на творческих судьбах его создателей. Режиссер-постановщик Лацис Бредис был отстранен от режиссерской работы и больше к ней не допущен, на студии его оставили лишь как художника-мультипликатора. Попал в опалу и сценарист Александр Медведкин — директорам «Союзмультфильма» было запрещено заключать с ним договоры на написание сценариев, «Скорая помощь» осталась единственным его реализованным проектом на студии.
«Учитывая, что принимавшие фильм чиновники министерства не подозревали о его „порочности“, можно предположить, что инициатива „разгрома“ картины исходила не от самого министра, а от лиц из более высоких инстанций, хотя доказать или опровергнуть это довольно трудно», — пишет Бородин. Фактически запрет на «Скорую помощь» действует.
«Стеклянная гармоника» (режиссер Андрей Хржановский, 1968)
Рискнем сказать, что странные и впечатляющие мультфильмы Андрея Хржановского видел каждый советский ребенок: «Дом, который построил Джек», «Чудеса в решете», «Королевский бутерброд». Сценарий «Стеклянной гармоники», как вспоминает режиссер, долго не принимался худсоветом под разными предлогами, причиной, предположил он, было содержание газетной заметки, которая легла в основу сценария. Там говорилось о музыканте, который путешествовал по городам с удивительным инструментом — стеклянной гармоникой. Услышав его игру, «жители города выходили из повиновения властям, они настраивались на высокий образ мысли». Власть в мультфильме олицетворял человек в черном котелке, персонаж со знаменитой картины Рене Магрита.
На этапе приемки мультфильм подвергся цензуре: создателей заставили добавить в самое начало титры, напоминающие зрителю «о безумной алчности, полицейском произволе, разобщенности и озверении людей, царящих в современном буржуазном обществе». А бесконечные бюсты властителя, которыми был уставлен город, заменили на ладонь в черной перчатке с золотой монетой с золотым тельцом и намеком на «желтого дьявола».