Страна дальнего следования
В России работает непреложное правило — чем дальше в лес, тем ярче приключения. Рассказываем о самых интересных местах, почти у черта на куличках.
Байкал
Москва — Иркутск
Иркутск — Листвянка
Как известно, зимой на Байкале есть лед. И по нему гоняют на всем, на чем можно разогнаться: на хивусах — катерах-амфибиях, на автомобилях, квадроциклах, собачьих упряжках. Энтузиасты долгих походов пересекают озеро на коньках, таща за собой сани с самым необходимым. На льду устраивают фотосессии, изо льда строят пирамиды и делают бокалы для красивого антуража вечеринки. Каким только не бывает лед на Байкале! Можно увидеть пузырчатый, с застывшими шариками воздуха, или потрескавшийся кракелюром. Длинные трещины появляются с таким грохотом, что кажется, будто в небесной канцелярии пускают фейерверки. А еще есть торосы — похожие на разбитые стекла куски льда у берега, и сокуи — застывшие наплески у мыса Хобой и острова Харанцы. Но все это туристические забавы. Самое безлюдное пространство на Байкале — Чивыркуйский залив, который омывает полуостров Святой Нос. Там много бухт с легко запоминающимися названиями — Окуневая, Молодость, Крутая, Омулевая. Но ехать надо прямиком в Змеевую, где бьет горячий источник, в котором можно погреться, наслаждаясь видами на озеро Байкал.
Алтай
Москва — Горно-Алтайск
Мало кто добирается до конца Чуйского тракта, где до границы с Монголией рукой подать. Дорога в этому небольшому селу ведет мимо снежников Северо-Чуйского хребта, Курайской степи и стад полудиких двугорбых верблюдов. Можно доехать до Ташанты — приграничного населенного пункта, поставить галочку в финале великого Алтайского пути, но там делать особо нечего. Лучше остановиться чуть раньше — в Кош-Агаче, где находятся ворота Сайлюгемского национального парка. Нам сюда. Здесь придется поменять транспорт и на фотосафари по просторам парка отправляться уже на местном уазике, вооружившись разрешениями — это пограничная зона. В объектив с длиннофокусным расстоянием попадут краснокнижные горные бараны аргали, козероги с рогами, похожими на штопор, черные грифы, кружащие над чьей-то добычей, редкие птицы. Шанс, что удастся поймать в кадр снежного барса, крайне мал — пока его не снял ни один профессиональный фотограф на территории России. Но фотоловушки снимают грациозную кошку часто: если проверить несколько камер с гидом, наверняка ирбис окажется на десятке кадров. За пределами парка можно прогуляться по деревне, а если повезет, то удастся попасть на местные соревнования по козлодранию или кок-бору — необычной тюркской игре, в которой две команды наездников отбирают друг у друга тушу козла.
Шантарские острова
Москва — Хабаровск
Хабаровск — Бриакан
Бриакан — база «Ончаган»
Не всегда в идее забраться далеко от цивилизации есть какой-то смысл. Но отчего-то каждому хочется лично в этом убедиться — жить в палатке, умываться в реке, иногда даже мыться там, прыгая с ноги на ногу от холода, удить рыбу в озере, отпугивать медведей, вспоминать, с какой стороны деревьев растет мох, высчитывать время приливов и отливов и радоваться пришедшим к берегу китам. Шантарские острова идеально подходят для такого побега. Каждое лето в бухту Врангеля приплывают десятки гренландских китов, чтобы почесать брюхо о камни, научить свой молодняк уму-разуму, устроить битву с косатками. За жизнью гигантов, у которых, к слову, отсутствует ген старения, можно наблюдать прямо с берега, усевшись на огромные валуны. Из лагеря на базе Онгачан можно делать короткие вылазки на другие острова в Охотском море: на Малый Шантар, где живут лахтаки, на Большой Шантар, чтобы увидеть проплывающих мимо гринд и сотни голов нерп, торчащие из воды, на остров Феклистова — просто посидеть у костра.