Авиационный эксперт Вадим Лукашевич о катастрофе малайзийского «Боинга»

ForbesОбщество

Как был сбит «Боинг». Нестыковки в версии концерна «Алмаз-Антей»

Forbes.ru продолжает публикацию серии колонок авиационного эксперта Вадима Лукашевича о катастрофе малайзийского «Боинга» 17 июля 2014 года над Донецкой областью. Во второй части он разбирает версию концерна «Алмаз-Антей». По мнению эксперта, в расчетах компании есть серьезные ошибки.

rtr4evkj.jpg__1563356780__21460.jpg
Фото Antonio Bronic / Reuters

Рассуждения концерна базируются на нескольких ключевых элементах.

Первый ключевой элемент версии концерна — это исходные данные, взятые за основу всех последующих умозаключений, исследований, экспериментов и выводов. Достоверность данных напрямую определяет достоверность получаемых результатов.

Впервые исходные данные в виде траекторных параметров самолета в момент его гибели были представлены в публикации в «Новой газете» (предположительно она написана на основе экспертизы специалистов «Алмаз-Антея»):

— курс самолета — 115°;

— скорость: около 905 км/ч;

— высота полета: 33 000 футов (эшелон FL330), т.е. около 10 060 м;

— географические координаты точки поражения самолета: 48°07'37.7'' с. ш., 38°31'34.7'' в. д.

— угол сноса: не учитывается (отсутствует).

Угол сноса возникает, когда на летящий самолет дует боковой ветер. Он сносит самолет в сторону от его заданного курса (заданной линии пути). Угол между заданным курсом и фактической траекторией полета, отличающейся от курса из-за воздействия ветра, и называется углом сноса. На практике самолет всегда летит туда, куда ему нужно, т.е. траектория его полета совпадает с желательным направлением (линией заданного пути), но для парирования воздействия ветра самолет вынужден немного разворачиваться в сторону ветра на угол компенсации, совпадающий по значению с углом сноса. Соответственно, неучет (как и отсутствие) угла сноса означает либо полное отсутствие ветра, либо его полное совпадение с курсом самолета (ветер строго попутный или строго встречный).

Рис. 14. Иллюстрация угла сноса как разницы между линией заданного пути (вектором воздушной скорости) и фактической траекторией полета (вектором путевой скорости), возникающей из-за влияния ветра — верхний рисунок. Ниже показан совпадающий с углом сноса угол компенсации ветра, на который вынужден повернуться самолет относительно траектории полета, чтобы она совпадала с линией заданного пути.

Второй ключевой элемент версии концерна — так называемый «скальпель», представляющий собой очень узкий диск радиально разлетающихся готовых поражающих элементов.

При взрыве боеголовки ракета разрушается на множество мелких осколков, но эти осколки разные. Боеголовка представляет собой своеобразный «бочонок» со взрывчатым веществом, вокруг которого (на его поверхности) несколькими слоями уложены уже готовые поражающие элементы, приобретающие при взрыве большую скорость (до 2000 м/с и более) и поэтому имеющие наибольшую пробивную способность. Эти готовые поражающие элементы называются первичными осколками. Фрагменты конструкции разрушившейся ракеты (части корпуса, двигателя, приборного отсека и т.д.) — хаотично разлетающиеся вторичные осколки. Если вторичные осколки разлетаются во все стороны, то первичные осколки благодаря исходному упорядоченному положению вокруг взрывчатки при взрыве образуют «облако» с заданной пространственной конфигурацией. «Алмаз-Антей» утверждает, что внутри этого облака разлетающихся первичных осколков формируется очень тонкий диск, содержащий более 42% всех первичных осколков и несущий в себе более половины всей кинетической энергии осколочного потока. Благодаря этому, по версии концерна, «скальпель» способен «разрезать» самолет, словно нож — батон хлеба.

Рис. 15. Слайд с разрезом (сечением) осколочного поля зенитной управляемой ракеты 9М38М1, представленный на пресс-конференции концерна «Алмаз-Антей» 2 июня 2015 года. Тонкий диск «скальпеля» в сечении виден как узкий красный сектор в центре осколочного поля, с углом расширения 5-6о от центра детонации боеголовки.

«Скальпель» очень тонок (его толщина всего несколько угловых градусов), как лезвие ножа. Другое полезное для расследования свойство «скальпеля» — его положение в пространстве относительно ракеты: он всегда строго перпендикулярен ее продольной оси, а значит, и траектории ее полета в момент взрыва боеголовки. Это очень удобно: жестко связанный с ракетой «скальпель» точно определяет не только пространственную ориентацию ракеты в момент взрыва, но и, что более важно, направление ее полета. Если вы отрезали ломоть хлеба от буханки одним ровным движением, то по срезу всегда сможете определить направление движения ножа.

Зная направление полета ракеты в последний момент и считая, что она весь свой путь летела почти по прямой, можно легко понять, откуда она была запущена. Концерн называет это «обратным моделированием»: используя конечное положение ракеты, совпадающая с ним траектория продлевается назад (обратно, вспять), и упирается в точку пуска на земной поверхности. В логической цепочке «срез на самолете → положение «скальпеля» → ориентация ракеты при взрыве → направление полета (траектория) ракеты → место пуска ракеты» район пуска на земной поверхности через положение «скальпеля» на самолете жестко связан с самим самолетом (его курсом, углом атаки, углом сноса, углом скольжения и т.п.). Иначе говоря, если по каким-то причинам изменяется положение самолета (направление продольной оси его фюзеляжа), то соответственно изменяется положение «скальпеля», ракеты, ее траектории и неизбежно района пуска.

Рис. 16. Взаимосвязь положения сечения фюзеляжа самолета тонким «скальпелем» (его узкая плоскость показана красным диском), перпендикулярным продольной оси ракеты, чья пространственная ориентация в момент взрыва боеголовки задает траекторию полета, указывающую на пуск ракеты из района Зарощенское.

Третий ключевой элемент версии концерна — точность пространственного положения скальпеля в несколько градусов. Так как «скальпель» очень тонкий, то это позволяет очень точно, тоже с погрешностью в несколько градусов, определить его положение (отставленный им след на обломках Боинга) относительно самолета. Вот как об этом говорил помощник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский на пресс-конференции 2 июня 2015 года:

«…от незначительного изменения ориентации ракеты в пространстве порядок и форма поражения летательного объекта кардинально меняется <…>; даже незначительное изменение положения ракеты в пространстве позволяет существенно изменить характер поражений, а учитывая наличие «скальпеля» — именно его следы, или отпечатки, обнаруженные на конструкции самолета, позволили <…> определить условия подхода ракеты к цели <…>. Прошу обратить внимание, что даже при незначительном изменении ориентации ракеты в пространстве привело к существенному изменению картины наблюдаемых повреждений. Особенно это ярко видно в вертикальной плоскости: отклонение более чем на один градус полностью меняет картину повреждения…».

Сказанное помощником генерального конструктора концерна естественно: чем тоньше «скальпель», тем точнее можно определить положение ракеты. Если толщина «скальпеля» всего несколько угловых градусов, то и положение ракеты в момент взрыва тоже можно определить с такой же точностью. Проще говоря, все выводы концерна основаны на точном (в пределах нескольких градусов) положении ракеты относительно самолета, причем это положение жестко связано с самолетом. Запомним эти слова: они нам очень помогут дальше.

Четвертый основополагающий постулат версии концерна — движение основной части поражающих элементов разорвавшейся ракеты «вдоль корпуса самолета», что возможно только при пуске из района Зарощенское.

Ошибки в исходных данных

К прямолинейно летящей воздушной цели (т.е. не меняющей высоту, скорость и направление полета), какой и был малайзийский «Боинг», запущенная зенитная ракета летит по траектории, близкой к прямой линии, но не совпадающей с ней. Это связано как с особенностями работы системы наведения ракеты, так и с внешними случайными факторами (например, ветром). Поэтому с учетом всех погрешностей, опираясь на определенное по обломкам самолета положение «скальпеля», концерн вычислил условия встречи ракеты с самолетом. Согласно публикации в «Новой газете» в мае 2015 года, ракета подлетала к самолету снизу сбоку справа, с пересечением его курса под углами:

— в горизонтальной плоскости 72о-75о;

— в вертикальной плоскости 20о-22о.

С учетом всех возможных траекторных отклонений и любых случайных факторов это определило район пуска рядом с селом Зарощенское. До этого момента все в рассуждениях стройно, логично и понятно.

Однако уже через месяц, на пресс-конференции 2 июня 2015 года, концерн называет уже другие условия встречи в горизонтальной плоскости — 72о-78о.

Кроме расширения диапазона углов подлета ракеты к самолету в горизонтальной плоскости (на 3° по азимуту) ничего не поменялось, включая методику расчетов. И так как условия подхода являются исходными данными для определения (методом обратного моделирования) района пуска, то он должен расшириться на запад, став больше по площади. Но район пуска не меняется. В презентации 2 июня, с уже расширенным диапазоном углов подлета ракеты к самолету по азимуту, район пуска по-прежнему тот же, что и в майской газетной публикации с более узким диапазоном углов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Великанская любовь: трагическая история самой высокой пары в мире Великанская любовь: трагическая история самой высокой пары в мире

Эти мужчина и женщина гигантского роста нашли друг друга и полюбили

Cosmopolitan
Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов Самые опасные молодежные субкультуры девяностых и нулевых, или Чем баловались родители квадроберов

Нынче принято винить молодежь в распущенности и дикости, но стоит задуматься

Maxim
Как создать загрузочную флешку Windows 10 Как создать загрузочную флешку Windows 10

Как сделать загрузочную флешку Windows 10

CHIP
Как справиться с текучестью кадров Как справиться с текучестью кадров

Как эффективно работать с персоналом и уменьшить риск ухода сотрудников

Inc.
Что посмотреть в июле: 6 новых сериалов и фильмов Что посмотреть в июле: 6 новых сериалов и фильмов

Июль оказался богат на премьеры в мире кино

Популярная механика
Миллионы казначея. Сколько денег у грозы российских миллиардеров Стивена Мнучина Миллионы казначея. Сколько денег у грозы российских миллиардеров Стивена Мнучина

Состояние главы американского Минфина Стивена Мнучина составляет около $400 млн

Forbes
«Нет никакой статистики о том, что женщины менее умные». Почему женщины редко становятся гендиректорами и президентами «Нет никакой статистики о том, что женщины менее умные». Почему женщины редко становятся гендиректорами и президентами

Как говорить с мужчинами о гендерном неравенстве в бизнесе и политике

Forbes
Сечин попросил у Путина 2,6 трлн рублей льгот на развитие Арктики Сечин попросил у Путина 2,6 трлн рублей льгот на развитие Арктики

Нефтяным компаниям для освоения Арктики нужны беспрецедентные налоговые льготы

Forbes
6 сериалов и фильмов, которые нужно смотреть в июле 6 сериалов и фильмов, которые нужно смотреть в июле

Интересные релизы сериалов и фильмов

Esquire
Вместе весело шагать Вместе весело шагать

Переживаете из-за того, что у вас мало друзей?

StarHit
Папа был неправ: как дочь миллиардера все делала наперекор отцу и создала конкурента Amazon Папа был неправ: как дочь миллиардера все делала наперекор отцу и создала конкурента Amazon

Пример успеха Ханзаде Доган-Бойнер доказывает, что отец не всегда бывает прав

Forbes
Любовь, ради которой можно умереть — выброшенные годы жизни Любовь, ради которой можно умереть — выброшенные годы жизни

Почему мы допускаем отношения, которые разрушают наше здоровье

Psychologies
Драма рубля Драма рубля

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Мобильная экономия Мобильная экономия

7 полезных мобильных приложений для снижения расходов

Лиза
Цифровые кочевники: как становятся digital nomads и где они обитают Цифровые кочевники: как становятся digital nomads и где они обитают

Кто такие цифровые кочевники? Forbes Life рассказывает, как стать одним из них

Forbes
Лучшие мировые фестивали августа по версии Forbes Life Лучшие мировые фестивали августа по версии Forbes Life

Последний шанс поймать фестивальное лето

Forbes
«Давай, до свидания!» Что сейчас делают артисты, покинувшие лейблы «Давай, до свидания!» Что сейчас делают артисты, покинувшие лейблы

Как Егор Крид попрощался с Black Star, а Скриптонит покинул Gazgolder

Cosmopolitan
Налоговики заблокировали счета бизнес-школы и университета «Синергия» Налоговики заблокировали счета бизнес-школы и университета «Синергия»

Налоговая заблокировала счета компаний, связанных с бизнес-школой «Синергия»

Forbes
Даты выхода всех фильмов и сериалов Marvel на ближайшие два года Даты выхода всех фильмов и сериалов Marvel на ближайшие два года

А также полный список супергероев нашего времени!

Maxim
Чего боится врач. Записки женщины-реаниматолога Чего боится врач. Записки женщины-реаниматолога

Ифа Эбби рассказывает, как каждый день несет вахту на границе жизни и смерти

Forbes
Остаться в живых Остаться в живых

Как себя вести, чтобы отдых на свежем воздухе не обернулся бедой

StarHit
Танкер с историей: что известно о задержанном Украиной российском судне Танкер с историей: что известно о задержанном Украиной российском судне

Украина задержала российский танкер

Forbes
От Рокфеллера до Сент-Экзюпери: 10 известных людей, пропавших без вести От Рокфеллера до Сент-Экзюпери: 10 известных людей, пропавших без вести

Бесследное исчезновение человека всегда оставляет больше вопросов, чем ответов

РБК
Как достать соседа: выбираем перфоратор для дома Как достать соседа: выбираем перфоратор для дома

На какие факторы обратить внимание при выборе перфоратора

CHIP
«Оленья кожа» — французский фильм о мужчине, влюбленном в свою кожаную куртку. Мы поговорили с исполнителем главной роли Жаном Дюжарденом «Оленья кожа» — французский фильм о мужчине, влюбленном в свою кожаную куртку. Мы поговорили с исполнителем главной роли Жаном Дюжарденом

Абсурдистская комедия о мужчине, который впадает в зависимость от куртки-убийцы

Esquire
Каково это — быть художником Каково это — быть художником

Esquire побывал на финале конкурса Absolut Creative Competition в Стокгольме

Esquire
10 лучших фильмов, основанных на реальных событиях 10 лучших фильмов, основанных на реальных событиях

Грядущие выходные — лучшее время,чтобы погрузиться в мир невыдуманных историй

Популярная механика
Дворцы и озера Дворцы и озера

Венгрия кажется маленькой на карте – и необъятной, когда по ней путешествуешь

Домашний Очаг
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Открыть в приложении