Изделие Т-50: как Су-57 прорывался в небо
Создание истребителя пятого поколения дело хлопотное. И вроде задача вполне очевидная: заменить устаревший Су-27, который военные эксплуатируют с 1985 года, более современной машиной с целым ворохом передовой электроники и продвинутыми характеристиками. Но быстро только сами знаете, что делается: разработка инновационного Су-57 началась еще в начале "нулевых", и только сейчас самолет встает на конвейер.
Сегодня принятых на вооружение истребителей пятого поколения всего три. Два американских F-22 Raptor, F-35A/B и китайский J-20. Из основных требований - кардинальное уменьшение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, полет на сверхзвуковых скоростях без применения форсажа, сверхманевренность и своего рода "умная" автоматизированная система управления, прощающая грубое пилотирование.
Малозаметность - главное требование в этом классе. Но касательно других требований у каждой страны есть свои предпочтения. Наши, к примеру, концентрируются на сверхманевренности, тогда как США делает ставку на общую динамичность боевой системы. Американцы уверены, что способность самолета выписывать кренделя не так важна: совершенствование авиационного вооружения позволяет постепенно отказаться от обязательного захода в заднюю сферу противника во время боя. С другой стороны, при встрече двух истребителей пятого поколения в выигрыше окажется более проворный аппарат.
Несмотря на то, что разработки истребителя пятого поколения в нашей стране появились еще в 1980-е, первый полет перспективного комплекса с заводским индексом Т-50 состоялся только 29 января 2010 года. Развал Союза и предынфарктное состояние экономики в стране отодвинули НИОКР до 2000-х, но уже в 2004 году Владимиру Путину показали макет самолета. Президент машину оценил, и понеслась: сначала выделили 1,5 млрд рублей, затем еще 30, а суммарно на создание Су-57 потратили 60 миллиардов. В конце 2007 года воодушевленный успехом тогдашний гендиректор "Сухого" Михаил Погосян заявил, что первый полет Су-57 состоится в течение 2009 года, а серийное производство стартует в 2015 году. Но в 2009-м одному из трех построенных истребителей удалось только "прогуляться" несколько раз по полосе.