Два года нервов и два миллиона евро. История провала Flime

Inc.Бизнес

История провала Flime: как мы потеряли €2 млн на запуске сервиса за рубежом

Два года нервов и два миллиона евро. Такую цену нам пришлось заплатить за неудачный опыт с запуском нового продукта для зарубежных рынков. И теперь, уже больно обжегшись, я знаю, что именно мы сделали не так.

Павел Шинкаренко, основатель компаний Solar Staff

Фото: Angelita Niedziejko/Getty Images

Как всё начиналось

В 2013 году я основал компанию Solar Staff — это сервис по автоматизации документооборота и выплат фрилансерам. Мы помогаем работать с физическими лицами из любой страны мира и берем на себя решение юридических, налоговых и бухгалтерских проблем. С нами работают Альфа-Банк, Holland FinTech, AIG и сотни других компаний. Но так было не всегда.

Первые четыре года клиенты не доверяли нашей бизнес-модели, а сервис не приносил денег. Сказывались и плавающие баги. При этом мы тратили впустуют деньги на разработку — на одно только «коробочное» решение ушло около €80 тыс.

Мы только начинали создавать свой бизнес и не были готовы к проблемам. Нужно было решать десятки задач, а приоритеты расставлять не получалось. Наш код становился всё ужаснее, а тестирование мы не проводили. В результате клиенты стали часто жаловаться на ошибки. Приходилось посыпать голову пеплом и срочно исправлять недочеты.

Лишь спустя 4 года компания встала на ноги и в нашей работе появилась какая-то стабильность. Но с разработкой нужно было что-то делать — Solar Staff оставался монолитом с кучей архитектурных проблем и без возможности изменить API. Нам же хотелось, чтобы сервис был гибким и имел максимально широкие возможности для интеграций.

К тому времени мы уже посматривали в сторону европейского рынка, где работали компании вроде Booking, — сотрудничество с ними открывало большие перспективы. При этом мы понимали, что наш продукт, заточенный под российского пользователя, за рубежом не зайдет.

Взвесив все за и против, мы приняли стратегическое решение — создать с нуля аналог уже существующего сервиса, но с другим интерфейсом и подачей услуг. Это должен был быть тот же Solar Staff, но в другой «обертке» и уже без ошибок, которые мы допустили в российской версии.

Оглядываясь назад, я понимаю, что слепое копирование продукта один к одному было нашим большим просчетом. Нужно было исследовать зарубежные рынки и понять, какие боли должен закрывать наш продукт. Мы же думали, что в прошлом уже наступили на все возможные «грабли» и теперь нас ждёт исключительно светлое будущее.

Кадровые просчеты и проблемы нейминга

Изначально команда нового проекта состояла из двух разработчиков, один из которых был лидом. Но работа шла медленно, поскольку ею руководил я сам, а на мне висело много других задач.

Проект оживился лишь спустя семь месяцев, когда его по собственной инициативе возглавил руководитель нашего клиентского сервиса. Сейчас я понимаю, что это был один из наших главных промахов. Независимо от наличия управленческих навыков, нельзя было доверять создание продукта человеку без нужных компетенций. Правильнее было нанять технического лидера с опытом разработки, а к нему приставить менеджера продукта.

Но тогда это назначение мне показалось оправданным. Мы расширили команду до четырех программистов, наняли тестировщика и дизайнера, а руководитель клиентского сервиса взял на себя роль project/product менеджера. Все вместе они выбирали технологии и строили процессы — я дал карт-бланш на любые идеи и ушел заниматься маркетингом, продажами и выходом на другие рынки.

Тогда же мы решили дать своему новому сервису другое название. Как выяснилось, у людей за рубежом словосочетание Solar Staff вызывает неверные ассоциации: с солнечными батареями и аутстаффингом. Мы же закладывали совсем другие смыслы. Наш сервис для проектных исполнителей — отсюда слово Staff. А Solar («солнечный») мы добавили в противовес многочисленным компаниям, в чьем имени было модное, но уже слишком избитое Cloud («облачный»).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Новгороду быть!» «Новгороду быть!»

Почему Нижний Новгород Нижний и Новый

Дилетант
«Вредные привычки» лица: зачем нужно контролировать мимику? «Вредные привычки» лица: зачем нужно контролировать мимику?

Почему необходимо контролировать лицо и как это делать

Psychologies
Bayraktar VS Орион: битва ударных беспилотников Bayraktar VS Орион: битва ударных беспилотников

Может ли Россия предложить что-то похожее на беспилотник Bayraktar TB2?

Популярная механика
«Кошачьи» кубиты сделали квантовый компьютер более отказоустойчивым «Кошачьи» кубиты сделали квантовый компьютер более отказоустойчивым

Связано это с тем, что коты Шредингера являются устойчивыми к переворотам

N+1
Будет больно Будет больно

Я живу на три города – так вышло. В каждом у меня по женщине

Esquire
Как с возрастом меняется женская сексуальность? Как с возрастом меняется женская сексуальность?

О том, каким бывает секс в разные периоды нашей жизни, рассказывает секс-коуч

Psychologies
Зачем War Thunder заказал трек-рекламу у Моргенштерна и что от этого получил — рассказывает директор по маркетингу Зачем War Thunder заказал трек-рекламу у Моргенштерна и что от этого получил — рассказывает директор по маркетингу

Для чего создатели игры War Thunder сделали рекламу с Моргенштерном?

VC.RU
Если либидо заснуло… Если либидо заснуло…

Что делать, если желание куда-то исчезло?

Лиза
История одной песни: «Popcorn», 1969 История одной песни: «Popcorn», 1969

История «мелодия из Спортлото»

Maxim
Как технологические хабы сместили опенспейсы и стали мировым трендом Как технологические хабы сместили опенспейсы и стали мировым трендом

Инновационное пространство для экспериментов в бизнесе и творчестве

Esquire
Форма и функция Форма и функция

Загородный дом в Подмосковье, отличающийся сложными и выразительными формами

SALON-Interior
16 бесчестных трюков продавцов, работодателей, производителей и других хитрых людей 16 бесчестных трюков продавцов, работодателей, производителей и других хитрых людей

Как большие и маленькие компании кидают своих клиентов и сотрудников

Maxim
Коллектив скучный, сказки не страшные: почему сериал «Пищеблок» не способен напугать зрителей Коллектив скучный, сказки не страшные: почему сериал «Пищеблок» не способен напугать зрителей

Почему «Пищеблок» выглядит как метафора развала Советского Союза?

Forbes
Как правильно загорать в солярии Как правильно загорать в солярии

Сколько минут загорать в солярии и как делать это правильно

Cosmopolitan
Одолжить в аренду Одолжить в аренду

История «закона о ленд-лизе»

Дилетант
Что делать, если сел аккумулятор: 8 способов Что делать, если сел аккумулятор: 8 способов

Способы справиться с севшим автомобильным аккумулятором

РБК
Как наладить отношения с ребенком? Используйте «правило одного дня» Как наладить отношения с ребенком? Используйте «правило одного дня»

Как один день, проведенный вместе с ребенком, может повлиять на отношения?

Psychologies
Нижегородка №1 Нижегородка №1

Самая известная уроженка Нижнего Новгорода – Наталья Водянова

Дилетант
Зря ругаете наше кино! 10 отличных российских фильмов последних лет Зря ругаете наше кино! 10 отличных российских фильмов последних лет

Фильмы российского кинематографа, которые стоят потраченного времени

Cosmopolitan
MAXIM рецензирует фильм «Армия мертвецов» Зака Снайдера MAXIM рецензирует фильм «Армия мертвецов» Зака Снайдера

Кино про зомби, снятое с гордостью и предубеждением

Maxim
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
«В метро я с мужчинами на равных»: история женщины-машиниста «В метро я с мужчинами на равных»: история женщины-машиниста

Машинистка метро о том, как она выбрала эту необычную профессию

Psychologies
С видом на лес С видом на лес

Квартира в пригороде столицы Беларуси

SALON-Interior
В чернилах на китайских гадальных костях бронзового века нашли сажу и киноварь В чернилах на китайских гадальных костях бронзового века нашли сажу и киноварь

Ученые определили состав пигментов в гадальных костях бронзового века

N+1
«Царь-батюшка»: почему мы относимся к властям как к родителям «Царь-батюшка»: почему мы относимся к властям как к родителям

Вы часто говорите, что в ваших проблемах виноваты власти?

Psychologies
Акулы сориентировались по магнитной карте Акулы сориентировались по магнитной карте

Акулы смогли найти дорогу домой по магнитному полю Земли

N+1
«Одних технологий недостаточно»​: что раздражает рекламный рынок в Apple и как она зарабатывает на закрытости системы «Одних технологий недостаточно»​: что раздражает рекламный рынок в Apple и как она зарабатывает на закрытости системы

Как Apple зарабатывает на приложениях и что у компании с рекламой?

VC.RU
18 лет vs 30: кому нужны «соревнования» между женщинами разного возраста 18 лет vs 30: кому нужны «соревнования» между женщинами разного возраста

Кто внушил женщинам 30+, что им надо быть не хуже вчерашних школьниц

Cosmopolitan
«Ничего не бойся и не сомневайся в себе!» Интервью со Светланой Ходченковой «Ничего не бойся и не сомневайся в себе!» Интервью со Светланой Ходченковой

Светлана Ходченкова отвечает на вопросы

Cosmopolitan
Когда на улице +30: стильные прически, с которыми не жарко, — учимся у звезд Когда на улице +30: стильные прически, с которыми не жарко, — учимся у звезд

Простые укладки с которыми не будет тяжело в жаркий день. Учимся у звезд

Cosmopolitan
Открыть в приложении