История одной вещи: как за «Тетрис» боролись англичане, американцы и японцы
На Apple TV+ вышел фильм «Тетрис» с Тэроном Эджертоном и Никтой Ефремовым. По такому случаю коротко вспоминаем историю культовой головоломки.
«Я изобрел тетрис для собственного удовольствия. Только так и можно что-то изобрести», — утверждал в одном интервью Алексей Пажитнов, до начала девяностых бывший сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР и изучавший искусственный интеллект и распознавание компьютером человеческой речи. Программист находил очертания головоломок и будущих изобретений буквально во всем. Например, в магазине сувениров на Арбате он раскрыл веер с летящим журавлем и придумал головоломку, в которой нужно угадать изображение по отдельным фрагментам. Тетрис возник тоже из наблюдения. По разным данным, он то ли прочитал книгу «Пентамино» американского математика Соломона Голомба о детской головоломке с фрагментами разной формы, состоящими из пяти квадратов, то ли сразу купил игру в «Детском мире» и попытался составить из фигур разные комбинации, путем опускания в граненый стакан. Затем понял, что из четырех квадратов составлять комбинации легче и фигуры (квадрат, прямая линия, Т, Z, L и отзеркаленные Z и L) получаются простыми и узнаваемыми, и переименовал пентамино в тетрис (от греч. «тетра» — «четыре» и слова «теннис»).
Первую версию игры программист написал на основе семи фигурок, ставших впоследствии стандартным набором тетриса. До ума (и цвета) игру довел вундеркинд Вадим Герасимов. Он выделялся среди сверстников острым умом и знанием языков программирования. В 16 лет Герасимов пришел тренироваться в Вычислительный центр Академии наук, где его заметил коллега Пажитнова Дмитрий Павловский и пригласил вместе доработать тетрис. Тетрис увидел мир 6 июня 1984 года. Первые копии изобретатели распространяли бесплатно на дисках среди коллег, игру быстро оценили столичные программисты — не за горами была не то что всероссийская, но мировая слава. Первое столкновение тетриса с капиталистами произошло не без участия руководителя Вычислительного центра Виктора Брябрина. Он восхищался головоломкой и отправил пробник в Венгерский институт проблем кибернетики. Там с визитом был глава британской компании Andromeda Роберт Стейн — он решил опробовать советскую игру и еле остановился. «Я не был фанатом игр, но если мне понравилась эта игра, видимо, она невероятно хороша», — вспоминал Стейн.