Испуг, страх, тревога и тревожность: чем они отличаются?
Мы нередко путаем испуг, страх, тревогу и тревожность. Что отличает эти явления? Зачем вообще они нужны? И как отличить здоровую тревогу от нездоровой? Об этом в своей книге «Успокойся и слушай доктора» рассказывает психиатр Василий Шуров.
Испуг
Это рефлекторная реакция на потенциальную угрозу. Испуг происходит помимо нашей воли, автоматически — когда мы видим, слышим, чувствуем что-то потенциально опасное, например:
- На улице раздался громкий звук тормозов.
- За забором неожиданно залаяла собака.
- Мы почуяли сильный запах гари в доме.
Страх, гнев и оцепенение
Мы испугались, теперь мозгу нужно как-то реагировать на это ощущение. В зависимости от ситуации он выбирает один из трех вариантов: бей, беги, замри.
1. Гнев — «реакция атаки»
Если угрозу можно устранить или если она угрожает чему-то крайне ценному для нас (например, близким людям или крайне важному имуществу), мы начинаем злиться и нападать на источник угрозы. При этом в случае угрозы нашим ценностям гнев может совмещаться со страхом.
2. Страх — «реакция бегства»
Если угроза слишком велика, хочется побыстрее удалиться из опасного места.
3. Оцепенение — «замри-реакция»
Если от угрозы нельзя убежать, если ее нельзя атаковать, лучше замереть и стать как можно менее заметным. Мы замираем, но при этом испытываем страх.
Тревога
А вот с тревогой все гораздо интереснее. Эта эмоция — реакция на будущую угрозу. Она отражает лишь предчувствие опасных для нас событий. Например, собака за углом залаяла — это испуг и страх. Нам кажется, что сейчас из-за угла может показаться и залаять собака, — это тревога.
Зачастую мы можем даже не осознавать причины тревоги. Она «рождается» в подкорковых структурах нашего мозга — миндалине (амигдале) и заднем гипоталамусе.
Миндалина оценивает текущую ситуацию, исходя из нашего жизненного опыта. И если находит совпадения с опасными и пугающими событиями из прошлого — передает сигнал гипоталамусу. А он активизирует работу надпочечников — и они вырабатывают «гормон стресса» адреналин, который повышает наше давление, учащает пульс и дыхание, приводит в тонус мышцы, чтобы мы были готовы атаковать или убегать.
Уже потом, когда наш организм «готов к бою», мы осознаем, что нам тревожно — информация доходит до корковых структур мозга, которые отвечают за сознание и когнитивные процессы. И все это очень хорошо — благодаря такому бессознательному механизму нам не приходится тратить драгоценные секунды на сознательную оценку ситуации. Мозг уже дает нам инструменты для защиты.
Если тревога — это хорошо, почему так много людей подвержено тревожным расстройствам?