«Инвестирование — процесс дико интересный». Интервью с главой ВТБ Капитал Инвестиции Владимиром Потаповым
Чем обусловлен взрывной интерес наших соотечественников к фондовому рынку, что может быть общего у инвесторов и «зеленой экономики» и почему инвестирование — это не пирамида, хотя и здесь тоже можно потерять все? Об этом и многом другом «Сноб» поговорил с Владимиром Потаповым, главой ВТБ Капитал Инвестиции, старшим вице-президентом Банка ВТБ
В последние годы на российском инвестиционном рынке наблюдается самый настоящий бум. Число частных инвесторов, не превышавшее до середины 2010-х 1–2 млн, неожиданно выросло в четыре раза за последние три года, превысив отметку в 10 млн человек. И это, очевидно, далеко не предел. Почему так произошло, на ваш взгляд?
Ваши данные давно устарели — их уже почти 14 млн. Здесь история многогранная, и факторов, которые на нее повлияли, несколько. Есть объективный макроэкономический — это то, что ставки по депозитам во всем мире и в России, соответственно, снижались. И фактически стала невозможной привычная многим жизнь рантье, когда ты ни о чем не думаешь, хотя на самом деле, как потом оказалось, думать надо, потому что банки тоже имеют тенденцию иногда заканчивать свое существование. Эта история завершилась, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. В любом случае, мы вряд ли в обозримом будущем вернемся в ситуацию, когда можно было получать 10% и выше по своим вкладам. Соответственно, у клиентов возникла потребность искать какие-то новые возможности, которые традиционные банковские продукты не дают.
Вторая большая тема — это, конечно, цифровизация, и тут просто фантастический скачок был сделан. И Московской биржей, и новой Санкт-Петербургской, где выстраивается классная инфраструктура и существует настоящая конкуренция. Клиентам предлагаются все новые и новые цифровые продукты и сервисы. В брокерских и инвестиционных компаниях при всех больших банках, которые работают непосредственно с клиентами, ситуация аналогичная.
Банки осознали, что этот сегмент рынка может приносить им прибыль гораздо большую, чем депозиты?
Именно так. Понимаете, три-четыре года назад в стране был миллион инвесторов (точнее, открытых инвестиционных счетов), и этот показатель оставался практически неизменным лет десять. А сейчас мы имеем темпы роста, приближающиеся к трехзначным цифрам в процентах. Произошло системное переосмысление в плане того, что это отнюдь не нишевый бизнес, он масштабный и может приносить банкам огромные деньги.
И еще один фактор, о котором нельзя не сказать, — это то, что с точки зрения клиента инвестирование — процесс дико интересный. Им можно заниматься всю жизнь, ежегодно ты учишься чему-то новому, становишься лучше и умнее. Инвестирование безгранично: одних только акций на нашем фондовом рынке более 10 тысяч. Человек все-таки хочет, чтобы у него был выбор — инстинктивно мы не любим, когда нам говорят, что нужно ходить только здесь и там, а вот туда нельзя. Плюс ты можешь, сидя дома, быть инвестором каких-то особо близких тебе компаний. К примеру, фанат компьютерных игр может стать акционером компании, выпускающей любимую «стрелялку», и получать от этого доход.
Вообще говоря, то, что во время инвестирования мы сами принимаем решения, — это тоже один из факторов, определивших инвестиционный бум последних лет. Это особенно важно для молодых поколений инвесторов: миллениалов, зумеров. Не просто играть на бирже и получать прибыль, но и менять с помощью своих инвестиций окружающий мир. Спонсировать, например, «зеленую экономику», возобновляемые источники энергии, а не просто сидеть и ждать. И этот тренд только нарастает.
Ну, и последний фактор — это регуляция. Сейчас все сделано ради удобства клиента. Еще четыре года назад для того, чтобы открыть брокерский счет, нужно было лично прийти в офис, подписать гору бумаг. Сегодня каждый за минуты может открыть так называемый ИИС — индивидуальный инвестиционный счет с налоговым вычетом. Причем открыть его и работать с ним можно удаленно, а все, что для этого требуется, — это паспорт, СНИЛС или ИНН.