#инструктаж: как покупать в интернет-магазинах и не ошибаться
С началом пандемии интернет-магазины стали единственно возможным вариантом модного шопинга. Эксперты прогнозируют, что привычка покупать вещи в онлайне останется с нами и после карантина. Разбираемся, как это делать безошибочно и безопасно.
Несмотря на продолжительный режим самоизоляции и снижение реальных доходов, многие все равно хотят покупать одежду, обувь и аксессуары. Для одних это способ снять стресс, для других — возможность поддержать любимый бренд или ретейлера, а для третьих — шанс урвать отличную вещь с беспрецедентной скидкой. Так как крупные магазины и торговые центры закрыты на неопределенный срок, а многие из них за период вынужденных каникул могут обанкротиться и не открыться, интернет становится единственным связующим звеном между продавцом и покупателем. Однако страх столкнуться с мошенниками, заказать неподходящую вещь или получить то, что не соответствует изображению на картинке, подталкивает порой отказаться от онлайн-шопинга. Рассказываем, что стоит иметь в виду, чтобы избежать неудачного опыта.
Как найти проверенный интернет-магазин
Рунет насчитывает 2 тыс. магазинов, где оформляют больше десяти заказов в сутки, и около 100 магазинов с числом заказов более 1 тыс. в сутки. Согласно исследованию «Яндекс. Маркет» и агентства GfK Rus, в выборе онлайн-платформы для покупок 87% россиян ориентируются прежде всего на ее надежность. Для этого необходимо проверить следующую информацию:
- наличие реквизитов (на сайте должны быть указаны адрес продавца, место изготовления товара, полное фирменное наименование продавца или изготовителя);
- политика конфиденциальности (сайт обязан получить согласие на сбор и обработку персональных данных и не раскрывать их третьим лицам);
- оферта (сайт обязан продать товар любому обратившемуся на неизменных условиях).
Проверяя надежность интернет-магазина, многие также обращают внимание на наличие офлайн-точки, социальных сетей, публикаций в прессе и отзывов покупателей. Некоторые сайты не предоставляют возможности оставить отзывы о купленных товарах или о полученных услугах, поэтому проверить их можно при помощи сторонних сервисов — «Яндекс. Маркет», «Отзовик» и «IRecommend» — или социальных сетей.
В процессе обращения к отзывам необходимо учитывать их субъективность: не факт, что то, что не подошло и не понравилось одному пользователю, не понравится и не подойдет другому, и наоборот. К тому же многие клиенты тратят время на оставление отзывов только в том случае, если их что-то не устроило, а некоторые отзывы — как негативные, так и позитивные — и вовсе написаны на заказ.
Как распознать фейковые отзывы?
Многие интернет-магазины и сервисы, специализирующиеся на предоставлении отзывов, модерируют, оценивают и удаляют фейки, о чем предупреждают пользователей. Самостоятельно распознать недостоверные отзывы можно по следующим признакам:
- злоупотребление эпитетами («великолепный», «фантастический», «невероятный»);
- фразы-клише («оптимальные цены на услуги», «быстро и качественно», «теперь только сюда»);
- ссылки на сторонние ресурсы («этот сайт не порадовал, здесь кашемир лучше»);
- оправдание указанных недостатков («подтверждение заказа пришлось ждать несколько часов, но это можно понять, ведь клиентов так много»);
- сопровождение сказанного изображениями из интернета (это можно проверить через сервис «Google Картинки»).
Также нужно обращать внимание на профиль комментатора: если дата его регистрации на сайте совпадает с датой размещения отзыва, аватар кажется очень распространенным, а никнейм — невнятным, то лучше оставить его без внимания.
Намного легче проверить достоверность отзыва в социальных сетях интернет-магазина — к примеру, в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Если профиль человека, оставившего комментарий, открыт, а публикации в нем продолжительные, неординарные и «живые», то на него вполне можно ориентироваться.
Как найти товар по самой выгодной цене?
Стандартные сайты, специализирующиеся на анализе и сравнении цен в интернет-магазинах, работают исключительно в категориях бытовой техники, электроники, автомобилей, спортивной экипировки, детских товаров и одежды низкого и среднего ценовых сегментов. Один из немногих сервисов, помогающих найти объекты желания с подиумов — будь то крокодиловая сумка, шелковая юбка или кашемировый кардиган, — это Mark.Moda.
Изначально он был создан как аналог игры в куклы Barbie, только онлайн: пользователям предлагается выбрать фигуру женщины или мужчины, нарядить ее в брендовую одежду и получить за это оценки от других гостей платформы. Однако сейчас все эти вещи можно еще и купить — как на самом сайте Mark.Moda, так и в дружественных ему интернет-магазинах Tsum.ru, Farfetch, Yoox, Aizel, Luisa Via Roma, Net-a-Porter и Mytheresa. Эксперты сервиса анализируют цены на понравившийся пользователю товар и предлагают лучшую с учетом всех акций и скидок.
Главный минус Mark.Moda заключается в том, что покупатель может выбрать товар только из списка тех, что представлены на платформе. Если приглянувшейся вещи на платформе нет, анализировать цены в разных интернет-магазинах придется самостоятельно и вручную. Впрочем, некоторые площадки — например, Babochka в Санкт-Петербурге — предлагают снизить стоимость товара до уровня конкурентов. Для этого нужно доказать, что вы действительно смогли найти вещь дешевле, прислав на почту или в онлайн-чат ссылку на нее и скриншот.
Как определить характеристики товара
Размер
Теперь пришло время убедиться в том, что выбранная вещь подойдет именно вам, и тем самым минимизировать возможность возврата.
Перед заказом одежды необходимо измерить параметры тела:
- рост;
- обхват груди;
- обхват талии;
- обхват бедер.
И дополнительно, но необязательно:
- обхват шеи;
- длину рук;
- ширину плеч.
В этом поможет сантиметровая лента: для достоверности замеров она должна плотно прилегать к обнаженному телу, спереди проходить по наиболее выступающим точкам, сбоку — через подмышечные впадины, сзади — обхватывая лопатки. Обхват талии измеряется строго горизонтально по самой узкой части тела, проходя через самую выступающую точку живота, а бедер — горизонтально посередине бедра, проходя сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц.