Сам себе Тинто Брасс

Что такое SFM-порнография и как она появилась

ИгроманияСтиль жизни

Сам себе Тинто Брасс

Что такое SFM-порнография и как она появилась

Денис Павлушкин

В 2016 году известнейший порносайт опубликовал статистику популярности Overwatch среди посетителей портала. Ещё до выхода игры, в период открытой беты, тег «overwatch tracer» взлетел в топ поисковых запросов. Ввиду дискуссий о сексуализации прекрасной половины Overwatch новость стала горячим предметом для шуток – как в игровой прессе, так и за её пределами.

Но удивительнее всего было то, что люди не просто искали порно с Трейсер – они его находили. Причём не в качестве смехотворных порнопародий с косплеем, а в первозданном, цифровом, виде; фанаты брали модели из игры и анимировали доморощенные мультики для взрослых. Да и необязательно с Трейсер: в 2018 году на порно-ресурсах эротический контент с персонажами всевозможных игр льётся как из рога изобилия. А вместе с ним и внимание публики.

Возникновение SFM-порнографии, сделанной фанатами игр, не было ни спонтанным происшествием, ни сопутствующим уроном от релиза Overwatch. Интернет-сообщество приближалось к этой точке десятилетиями.

G-Man в Зазеркалье

Так что же это такое – SFM-порно?

Это порно... но с цифровыми персонажами видеоигр в главных ролях. С вашей любимой Элизабет/Лиарой Т’Сони/похотливой аргонианской девой. Секс во множестве его разновидностей. Традиционный, оральный, анальный, групповой – назовите это, и оно стопроцентно найдется в терабайтах контента, который регулярно всплывает в сети. Чаще всего в виде коротких (менее трёх минут) зацикленных роликов в формате webm или гифок.

Назвать такой контент фетишистским можно, но не совсем правильно. Виртуальность – скорее пространство для реализации фетишей, ограниченное лишь техническими тонкостями. Видеоигровая порнография впервые привлекла внимание общественности в конце 2013 – начале 2014 года. Зарубежный сайт Kotaku.com, к примеру, перепечатал беседу Кена Левина (создатель BioShock) на Reddit о порно с Элизабет. На вопрос о том, как Левин смотрит на подобное фанатское творчество, разработчик ответил без прикрас: «Как будто наткнулся на фотографию своей дочери. Я немножко умираю внутри каждый раз, когда это вижу».

Но началось всё это гораздо раньше. На становление 3D-порно повлияло множество факторов, важнейший из которых – появление машиним – роликов на игровых движках. То, что началось в 1996 году с коротенького ролика на базе Quake, к середине нулевых успело обрести статус культурного феномена. Публика обнаружила, что можно снимать фильмы внутри игр.

Оказывается, это вполне реально. Никто не заставляет тебя создавать что-то исключительно по мотивам используемого проекта. Если хочется взять готовые ресурсы и трансформировать их в нечто оригинальное, то никто тебе не помешает. Даже напротив, такая практика поощрялась крупными издателями, потому что они видели в машиниме фактически бесплатный пиар. Культовая машинима Red vs. Blue, созданная на базе Halo, так и вовсе доступна на Netflix.

Сколь бы неприятно ни было Левину, факт остаётся фактом: Элизабет – одна из самых популярных анимационных «порнозвёзд». BioShock: Infinite вышла в марте 2013-го. Source Filmmaker – в июле 2012-го. Когда игра (как и её персонажи) снискала широкую славу, аниматоры уже давно набили руку в порнографии. Судьба?

Получив широкое распространение и признание, идея прочно закрепилась в игровой индустрии, превратившись в одну из её отличительных черт, – творчество и сотворчество стали неотделимы друг от друга. Популярность машинимы, стократно усиленная сайтом machinima.com, который открылся в 2000 году, фактически создала прецедент.

С тех пор фанатское творчество – в особенности анимационное – стало вопросом инструментов. Так как съёмки проводились внутри игры, порой без полного контроля над творческой средой – её движком, – аниматоры постоянно натыкались на те или иные ограничения.

Вскоре мир фанатского творчества перевернулся вновь. 24 декабря 2004 года молодой программист Гарри Ньюман выпустил первую версию своей физической песочницы Garry’s Mod (GMod), работавшей на движке Half-Life 2. Та связь творчества и сотворчества, о которой говорилось ранее, была modus operandi GMod. Игра не просто призывала игроков творить – без творчества её и не было бы вовсе. По данным SteamSpy, с момента полноценного релиза в Steam (в ноябре 2006 года) игру приобрело около пятнадцати миллионов человек. В мастерской более миллиона (!) пользовательских модификаций, и это не включая материалы, выложенные на других форумах.

Поднять жестяную банку, выкинуть её в урну. Простенькое обучение. Кто же знал, что с этого начнётся творческий бум? Сначала дурачества с физикой в Half-Life 2, потом – с лицами и позами в GMod. Прежде такие гибкие инструменты были недосягаемой роскошью, а теперь они доступны всем желающим

До того, как GMod стал частью каталога Steam, Ньюман не хотел продавать своё творение: он был твёрдо уверен, что никто не захочет платить за такую ерунду. Ситуация оказалась прямо противоположной. Миллионы энтузиастов только и ждали программного окружения, которое развязало бы им руки. Игроки не просто завалили Ньюмана деньгами, они наполнили игру тонной пользовательского контента, включая режимы, карты и модели. И это впоследствии сыграет ключевую роль в появлении видеоигрового порно.

Спустя три года, в 2007-м, во время финального бета-теста Team Fortress 2, дата-майнеры совершили самое настоящее открытие. В глубинах доступного тестерам клиента обнаружились незадокументированные функции. Целая утилита. Приложение для анимации на движке Source, никем прежде невиданное, – Source Filmmaker (далее SFM). Корпоративный софт, который Valve использовала для анимации короткометражек Meet the Team с персонажами Team Fortress 2 в главных ролях.

То, насколько удивительной оказалась находка, игроки поняли не сразу. Кто-то отмахивался, другие называли первопроходцев хакерами и причитали о «предательстве Valve». Третьи и бровью не вели – ведь был легальный, простой и работающий без танцев с бубном Garry’s Mod. Valve оперативно прикрыли слитый билд SFM, и аниматорам пришлось ждать ещё пять лет, прежде чем в 2012 году состоялся официальный релиз.

Source Filmmaker не такой мощный, как Maya или Blender (профессиональный софт для анимации), но куда более «человечный» и требует на порядок меньше ресурсов компьютера. На скриншоте нет ничего необычного, но он уже может послужить началом какой-нибудь сценки. А сделал его случайный человек с Discord-сервера SFMlab, просто потому что я попросил «что-нибудь» для текста

И буквально в течение пары недель после релиза нецензурный контент начал появляться с такой регулярностью, будто конвейер был давным-давно отлажен. Ведь отчасти так оно и было. Ирония в том, что почва для SFM-порно была подготовлена задолго до того, как Valve поняли, что, сами того не ведая, открыли ящик Пандоры.

Ganonmaster, создатель и администратор SFMlab:

3D-порно существовало задолго до SFM. Да и вообще эротическое фанатское творчество культивировалось во множестве форм. Рисунки, гифки, фанфики – что угодно.

Люди уже тогда делали порно в GMod, но я не проникся этим. Меня не устраивало качество. Инструментарий был слишком ограниченным. В первое время будущие ветераны порносцены – fugtrup, lordaardvark, Huggybear и другие – создавали обнаженные модели персонажей и делали простые ролики стоп-моушен. Разработчикам из Facepunch, на чьём форуме публиковались ролики, ситуация, по понятным причинам, не нравилась. В какой-то момент костяк аниматоров эротики ушёл с форума и организовал собственный уголок – Digitalero (некогда крупнейший форум, посвященный 3D-порнографии), взяв с собой все свои наработки. Обнаженные модели, сцены, навыки – всё что нужно.

На этом фонепоявление SFM стало событием из ряда вон выходящим. GMod был слишком кособоким для качественной анимации, прочий анимационный софт – слишком сложным, дорогим и громоздким. SFM, напротив, бесплатен и прост. Кто угодно может освоить его в сжатые сроки. Выход SFM ознаменовал собой демократизацию 3D-порнографии. Каждый мог установить его и стать всамделишным порнографом. Это революция. Такая же, как VHS-кассеты для видеозаписи или YouTube – для интернет-видео.

Ganonmaster, по его собственному признанию, никогда не блистал в анимации. А вот в конвертировании и архивации ресурсов – вполне. Потому он и создал SFMlab – чтобы у эротических аниматоров было безопасное хранилище ассетов. Позднее на SFMlab начали заливаться и «обычные» ресурсы, так что теперь это портал с двумя лицами. На одном простые модельки, а на втором... гм, всё остальное

Pestilence, SFM-аниматор:

Если сравнивать софт для 3D-анимации с оружием, то SFM – это АК-47. Он не блестит, как подарок богов. Он потрёпан. Но он бесплатен, дружелюбен к пользователю и может куда больше, чем кажется, – если знать, как им пользоваться.

Ganonmaster, создатель и администратор SFMlab:

Выход SFM ознаменовал собой демократизацию 3D-порнографии. Каждый мог установить SFM и стать всамделишным порнографом. Это революция. Такая же, как VHS-кассеты для видеозаписи или YouTube – для интернет-видео.

Так как львиная доля анимационного сообщества увлекается массовой культурой, многие восприняли перспективу SFM-порно с энтузиазмом. Были слышны возгласы в духе «мне нравится X», «я хочу увидеть Y» – Ларе Крофт особенно досталось.

Мы ждали только отмашки. Правило 34 уже давным-давно устоялось. Модели для анимации уже были готовы. Релиз SFM только и сделал, что предельно упростил создание 3D-порно. Программа никогда бы не снискала такого успеха, не будь библиотека ресурсов GMod совместима с ней.

Если в интернете что-то есть, о нём будет порно. Никаких исключений. Мы можем, мы сделаем.

Помимо Лары Крофт, одними из первых подопытных в SFM-порно стали Зои (Left4Dead), Аликс Вэнс и женщины мира Mass Effect. Лиара Т’Сони и Фем-Шепард в особенности. Ничего удивительного: это популярные, сексуально привлекательные образы, с которыми у многих связаны эмоции, а порой и тёплые воспоминания о самих играх. Лучшие видеоигровые девушки неизбежно попадают в SFM-порно, спросите у Роковой вдовы или Ангела

Сказано – сделано. Вооружившись своим опытом и гигабайтами ресурсов, аниматоры принялись за дело. Так и появилось то, что можно назвать современной видеоигровой порнографией.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые союзные расы «Битвы за Азерот» Новые союзные расы «Битвы за Азерот»

Новые союзные расы «Битвы за Азерот». Все за одного! Нет, за обоих!

Игромания, октябрь'18
Лунной походкой Лунной походкой

Speedmaster Moonwatch Anniversary Limited Series Apollo 11 50th anniversary

Grazia, сентябрь'19
Список Forbes Список Forbes

Лесли Векснер, Владимир Потанин, Сергей Галицкий

Forbes, сентябрь'19
«Норникель» форсирует экологические программы «Норникель» форсирует экологические программы

Первый в мире производитель палладия продолжает модернизацию производства

Эксперт, май'18
Есть тюнинг? Обвинят в ДТП! Есть тюнинг? Обвинят в ДТП!

Какие доработки автомобиля разрешены без согласования с ГИБДД

АвтоМир, май'18
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных

Популярная механика, июнь'18
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика, июнь'18
BMX-райдер Константин Андреев о детских мечтах и недетском риске BMX-райдер Константин Андреев о детских мечтах и недетском риске

Мы встретились с BMX-райдером Константином Андреевым

Men’s Health, май'18
Великий пост Великий пост

Журналист Михаил Зыгарь ввел моду на чтение исторических заметок

Vogue, июнь'18
Праздник земли-именинницы Духов день Праздник земли-именинницы Духов день

Жители одного из сел Нижегородской области до сих пор поклоняются березе

National Geographic, июнь'18
Культурный слой Культурный слой

Мы уже не представляем домашний уход без масок для лица

Cosmopolitan, июнь'18
Пройти сквозь стену Пройти сквозь стену

Как российский бизнес пробивается на бездонный потребительский рынок Китая

Forbes, июнь'18
Репортаж Репортаж

Изучаем светскую жизнь регионов

SNC, июнь'18
Твои, мои и наши: как помочь детям, когда у родителей новые отношения Твои, мои и наши: как помочь детям, когда у родителей новые отношения

Об отношениях между детьми и их родителями в новом браке

Домашний Очаг, июнь'18
Трудно быть принцем Трудно быть принцем

Принц Гарри — отнюдь не хрестоматийный принц из сказки

The Rake, апрель'18
Пума атаковала двух человек в США – и это из ряда вон Пума атаковала двух человек в США – и это из ряда вон

В одном из парков штата Вашингтон пума напала на велосипедистов

National Geographic, май'18
Почему кошки мурлыкают Почему кошки мурлыкают

Что вообще заставляет кошек мурлыкать

National Geographic, май'18
Виктория Бекхэм дает советы по садоводству Виктория Бекхэм дает советы по садоводству

Как вырастить розовый сад вашей мечты

Vogue, май'18
Разбойники на службе государства Разбойники на службе государства

Громкими титулами за преступления был обласкан не только Фрэнсис Дрейк

Дилетант, май'18
Между нами, Защитники Отечества Между нами, Защитники Отечества

К чемпионату мира 2018 года мы сосчитали деньги российского футбола

Tatler, июнь'18
25 лучших фильмов о Второй мировой войне 25 лучших фильмов о Второй мировой войне

Не только советские и российские фильмы про войну, но и зарубежные

Maxim, май'18
Две судьбы Две судьбы

«Две комнаты» — премьерный спектакль московского «Гоголь-центра»

OK!, май'18
Машина времени Машина времени

Самое прекрасное в Нижнем Новгороде — скрывающиеся за фасадами переулки и дома

Quattroruote, июнь'18
Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика, июнь'18
У иностранцев при въезде в Китай возьмут отпечатки пальцев У иностранцев при въезде в Китай возьмут отпечатки пальцев

Китай усиливает меры безопасности

National Geographic, май'18
Эффект бабочки Эффект бабочки

Флоренс Уэлч выпускает этим летом первый за три года альбом

Vogue, июнь'18
Большая игра Большая игра

Актер Никита Панфилов тестирует обновленный суперкар Nissan GT-R

OK!, май'18
Отец и сын Отец и сын

Пётр не сомневался, что бегство сына есть результат заговора

Дилетант, май'18
Форма еды Форма еды

О том, что такое гормональное питание и чем оно полезно

Добрые советы, июнь'18
Шато в Шаранте Шато в Шаранте

Что значит владеть замком в XXI веке?

Seasons of life, май'18