История создателя Final Fantasy
Последняя фантазия Хиронобу Сакагути
Ни один настоящий разработчик вам не скажет, что делать игры – это просто. Вот и Хиронобу Сакагути, один из самых известных в мире геймдизайнеров, так не считал. И от своей нелёгкой доли он устал настолько, что даже подумывал бросить всё и найти себе «нормальную», хорошо оплачиваемую работу, которая в Японии тех лет была в большем почёте. Уйти решил громко, «хлопнув дверью», и для этого создал свой последний, как он думал, проект – Final Fantasy. Только вот игра получилась настолько успешной, что стала, по сути, лишь началом его настоящей карьеры.
Старт
Сакагути появился на свет в 1962 году и с самого детства любил рассказывать истории. Правда, стать разработчиком он решил далеко не сразу – большую часть юности Сакагути провёл, мечтая стать музыкантом. Хиронобу писал несложные композиции и даже исполнял песни собственного сочинения, но большего, увы, не достиг: строгий отец был категорически против его увлечения.
Через какое-то время, как и другой известный японский разработчик Хидэо Кодзима, Хиронобу увлёкся кино и литературой: «Звёздными войнами», творчеством Хаяо Миядзаки, «Терминатором» Джеймса Кэмерона и научно-фантастическими романами. А во время учёбы в университете пришло время игровых автоматов и компьютерных игр вроде Wizardry, оказавшей на молодого Хиронобу огромное влияние. И подарившей мечту: делать проекты, которые по эмоциональному и художественному влиянию на зрителя опередят кино.
К счастью, учёба на технологическом факультете университета Иокогамы приносила плоды: Сакагути научился программировать и начал писать свои первые простенькие игры. А когда на рынке появился компьютер NEC, Хиронобу увидел в игровой индустрии шанс вырваться из бедности. В отличие от многих скептиков того времени, он искренне верил, что будущее за компьютерными технологиями.
Поэтому, бросив университет, он в двадцать один год стал работником студии Square – тогда ещё маленького подразделения крупной компании Denyuusha (независимой Square станет чуть позже, в 1986-м). Там он получил громкую должность «директора по планированию и развитию», хотя и занимался поначалу одним программированием.
Но нельзя сказать, что это полностью устраивало юного разработчика. По словам самого Сакагути, то время было для него потрясающим: он научился многим вещам, пытался творить и был полон оптимизма.
Но и трудностей хватало.
Во-первых, сказывалось тяжёлое финансовое положение Хиронобу. Тогдашняя Square умещалась в небольшой съёмной квартире, но и это было для Сакагути роскошью: в отличие от его собственного жилища, там были кондиционер и даже нормальная ванная. Так что японский разработчик нередко буквально дневал и ночевал на работе.
Во-вторых, удовольствия от труда Хиронобу первое время почти не получал: делать надо было только те проекты, что имели коммерческий потенциал. Поэтому сначала из рук Сакагути вышла визуальная новелла The Death Trap – первая игра, для которой он написал сценарий. Успехом ни у игроков, ни у критиков она не пользовалась, но зато помогла Хиронобу осознать свои сильные стороны: он решил рассказывать истории.
Следом появился вертикальный скролл-шутер King’s Knight, закрученный вокруг спасения принцессы. Этот проект примечателен тем, что именно с него началось долгое сотрудничество Сакагути и композитора Нобуо Уэмацу. Потом была гоночная игра Rad Racer (в Японии она называлась Highway Star), где нужно было избегать препятствий. И The 3-D Battles of WorldRunner – гибрид шутера и платформера, который во многом копировал популярную в те времена Space Harrier. В какой-то момент японцу довелось поработать даже над одним из первых симуляторов свиданий – Nakayama Miho no Tokimeki High School.
И хотя работы команды Сакагути продавались относительно неплохо и были технологически продвинутыми, это не спасало Square от банкротства. А главное, ни одна из этих игр так и не смогла дать Хиронобу удовлетворение: все они были просто копиями других успешных проектов.
В конце концов он решил, что следующее его творение будет последним, и попросил разрешения осуществить свою давнюю мечту – разработать RPG. И хотя он снова принялся копировать (в этот раз его вдохновила Dragon Quest), делал он это с умом.
В своей «финальной фантазии», как назвал проект Сакагути, он и команда придумали куда более интересные, чем у конкурентов, мир и историю, серьёзнее подошли к графике. А Нобуо Уэмацу написал отличную по меркам тех времён музыку. И так вышло, что 18 декабря 1987 года Хиронобу Сакагути, его команда и Square выпустили настоящий хит и первую главу одной из самых длинных серий в истории – Final Fantasy.
Именно тогда появился сюжет, закрученный вокруг погасших магических кристаллов (тогда ещё, правда, они были «шарами»), и целая партия героев, которыми предстояло управлять, и основа геймплея. В частности, боевая система с несколькими персонажами и врагами на экране (Сакагути говорит, что вдохновлялся американским футболом). А ещё именно первая часть сыграла важную роль в популяризации jRPG. Для тех лет это был своего рода прорыв: игроки могли путешествовать по миру, сражаться, развивать своих персонажей, настраивая им чуть ли не всё подряд, а также участвовать в по-настоящему интересной истории про спасение мира.