Идеальное червивое общество. О стиле двукратного победителя Каннского кинофестиваля Рубена Эстлунда
28 мая закрылся Каннский кинофестиваль, где уже во второй раз одержал победу шведский режиссер Рубен Эстлунд. Он снимает сатирическое кино о богатой прослойке общества, которая привыкла к комфорту и не умеет справляться с малейшими вызовами жизни. О том, зачем автор игровых фильмов использует приемы документального кинематографа, — в материале «Сноба».
Ночью четверо молодых людей пытаются надеть украденный велосипед на фонарный столб. С первой попытки у них не получается, один из них уже катит строительную тележку с досками, но гаснет свет. Они успешно пробуют проделать эту странную операцию еще раз у другого фонаря и по-детски радуются. Спустя пару дней велосипед находит хозяйка, но в одиночку никак не может его забрать — придется распилить раму. Мнимая бессюжетность, сатирический юмор и бессмысленное насилие от скуки — это признаки кино шведа Рубена Эстлунда, который на прошедшем Каннском кинофестивале получил главный приз за картину «Треугольник печали». Он стал девятым режиссером за всю историю смотра, которого дважды наградили Золотой пальмовой ветвью, встав рядом с великими Френсисом Фордом Копполой, Кеном Лоучем, Михаэлем Ханеке и другими. В отличие от старших коллег, карьера Эстлунда только успела начаться (его полнометражный дебют «Гитара-монголоид» был в конкурсе ММКФ в 2004 году), он снял всего шесть полнометражных фильмов. Зато нашел яркий образ стран Скандинавии и всех стран «первого» мира — богатое общество устало от благополучия и не знает, как реагировать на любые вызовы судьбы.
Общество без причины
Стиль Рубена Эстлунда построен на приемах документального кино, которые он использует при создании игровых картин. Ярким ракурсам предпочитает намеренно искаженные, показывает «случайных» людей, а его герои, которых играют непрофессиональные актеры, часто выходят за рамку кадра и произносят как будто бы бессмысленные реплики.
В ранних картинах Эстлунд через псевдодокументальую реальность создает альманахи о жизни в Швеции, где каждая история крайне убедительна из-за нарочитой небрежности сюжета. Его второй фильм «Добровольно-принудительно» (2008) — сборник историй об устройстве социума, где люди случайно или специально переходят «красную» линию. Старый друг «в шутку» и «по пьяни» делает минет женатому товарищу, мужчина игнорирует сильное ранение от фейерверка во время праздника, две несовершеннолетние девушки напиваются и пристают к незнакомцу в трамвае, школьный учитель ударяет ученика, а известная актриса случайно срывает занавеску в туалете междугороднего автобуса и притворяется, будто ничего не случилось. В каждой сюжетной линии мы видим конформизм скандинавского общества, где никто не хочет выделяться.