Урс Фишер, «Большой глиной № 4», автор отвечает на наболевшие вопросы

Harper's BazaarКультура

Урс лепки

Скульптура «Большая глина № 4» на фоне дома культуры «ГЭС-2», Москва, август 2021

Работы Урса Фишера, самого влиятельного современного художника родом из Швейцарии, редко оставляют зрителей равнодушными. И очень часто заставляют спорить, не выбирая выражений. Так случилось и c его 12-метровой «Большой глиной № 4», силами фонда V-A-C установленной в Москве на Болотной набережной. По просьбе Harper’s Bazaar Лидия Агеева задала автору наболевшие вопросы.

«Большая глина № 4» спровоцировала публичную дискуссию, какие редко случаются и в России, и во всем мире. Как вы относитесь к такой эмоциональной реакции на ваши работы?

У людей есть мнение по любому поводу. Это заложено в человеческой природе. Особенно когда речь идет об арт-объектах в городском пространстве – вот тут всем кажется, что они просто обязаны высказаться. Но, напоминаю, речь всего лишь о произведении искусства. Даже «Мона Лиза» по своей сути – это немного краски на холсте, а все остальное – то, что происходит в наших головах.

Может быть, потому и столько шума, что к вашей работе нельзя применить слово «немного». Это огромный объект, который, как показал опыт, может вызвать самые разные ассоциации.

Конечно, сколько рассуждающих, столько и мнений. Кому-то моя «Глина» обязательно понравится, он остановится и скажет: «Как круто!» Другой пройдет мимо со словами, что у него нет на это времени и есть дела поважнее.

Восковая скульптура Dasha в витрине Gagosi an Gallery, Лондон, 2018.

Но признайтесь, долю провокации в эту скульптуру вы вложили?

Для меня искусство – история не о провокации, а о простых жестах. Знаете, как бывает, когда тебе вдруг очень хочется что-то сделать, иногда такое желание называют вдохновением. Это естественный процесс, я ничего не просчитываю. Тут мне захотелось порассуждать о природе вещей – так появилась идея простой глины. Я смял ее в ладони, а потом во много раз увеличил и отлил в алюминии. Забавно, что люди интерпретируют мою скульптуру абсолютно по-разному – у некоторых, например, она вызывает ассоциации с облаком. И в пространстве она тоже смотрится каждый раз по-новому. Впервые мы показали «Большую глину № 4» в Нью-Йорке – среди небоскребов на Парк-авеню она выглядела совсем крошкой. Потом поставили ее во Флоренции, прямо на площади Синьории у Палаццо Веккьо. Там она казалась такой огромной на фоне камерных исторических построек. А теперь вот побывала и в Москве. Когда я увидел первые фотографии, страшно обрадовался, потому что около нее на лестнице уже сидели люди. Это чудесно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отражение времени Отражение времени

Самые травматичные beauty-воспоминаниями – брови ниточкой и татуаж губ

Harper's Bazaar
10 неприличных по звучанию слов с совершенно приличным смыслом 10 неприличных по звучанию слов с совершенно приличным смыслом

Проверь, не выглядишь ли ты глупо, обзываясь этими словами?

Maxim
Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать

Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»

ПУСК
Все они одинаковые Все они одинаковые

Раз за разом ты создаешь отношения, которые обречены на провал

Cosmopolitan
Почему работать на одном месте больше трёх лет нормально Почему работать на одном месте больше трёх лет нормально

Причины, по которым абсолютно нормально работать много лет на одном месте

Популярная механика
Фильмы-матрешки: смотрим картины о причудливом мире кино Фильмы-матрешки: смотрим картины о причудливом мире кино

Фильмы, внутри которых разворачиваются съемки: от вестерна до трагедии

GQ
Магия больших денег Магия больших денег

Как Александр Коноплястый и Михаил Салонтаи основали компанию Flashpoint

Robb Report
Почему мы не радуемся в счастливые моменты жизни Почему мы не радуемся в счастливые моменты жизни

Бывает, вместо радости в торжественный момент мы чувствуем стресс?

Psychologies
Личный опыт: как быть, если нужно сменить название продукта Личный опыт: как быть, если нужно сменить название продукта

Как провести ребрендинг с наименьшими потерями

Inc.
Дамы и драмы Пьеро Дамы и драмы Пьеро

Авдотья Смирнова сняла сериал, после которого вы будете напевать про магнолию

Vogue
Сделала пластику и жалею: откровенные признания тех, кто решился на операцию Сделала пластику и жалею: откровенные признания тех, кто решился на операцию

Порой желаемая пластическая операция не приносит долгожданного результата

Cosmopolitan
Как и зачем киты поют свои песни: новая гипотеза Как и зачем киты поют свои песни: новая гипотеза

Ученый посвятил почти полвека развенчиванию мифов о песнях горбатых китов

National Geographic
Двое в комнате Двое в комнате

История шедевра Яна Вермеера

Robb Report
Зачем люди стоят на гвоздях Зачем люди стоят на гвоздях

Почему стояние на гвоздях вдруг стало таким популярным?

Psychologies
Краткая (очень) история секса в российском кино Краткая (очень) история секса в российском кино

Секс в отечественном кино: поворотные моменты и фильмы

РБК
Чихать я на тебя хотела! Чихать я на тебя хотела!

Как узнать, есть ли у тебя аллергия на животных? А можно ли ее вылечить?

Cosmopolitan
Анализ керамики позволил выяснить рацион питания древних жителей Латвии Анализ керамики позволил выяснить рацион питания древних жителей Латвии

Основными источниками пищи выступали пресноводная рыба, моллюски и свинина

N+1
Если это удобно Если это удобно

Комфортная мода победила. Надолго ли?

Cosmopolitan
Max Mara. Классика на все времена Max Mara. Классика на все времена

Max Mara идеально описывается словосочетанием haut de gamme ("высший класс")

Караван историй
Каникулы по принуждению: что стоит за недельным отпуском для сотрудников Nike Каникулы по принуждению: что стоит за недельным отпуском для сотрудников Nike

Как Nike показал, что психическое здоровье персонала имеет существенное значение

Inc.
Накануне финала Накануне финала

Почему сомелье может стать исчезающей профессией

Forbes
“Рекордов не надо, это просто дети!” “Рекордов не надо, это просто дети!”

Музыка может многому научить и нас, и наших детей

Psychologies
Мыться или нет? Почему Джейк Джилленхол и Эштон Кутчер против душа Мыться или нет? Почему Джейк Джилленхол и Эштон Кутчер против душа

Правда ли, что ежедневные водные процедуры могут навредить здоровью

РБК
Костюм для фремена Костюм для фремена

Можно ли сделать дистикомб, как в «Дюне»?

N+1
Жирная пища отражается не только на талии, но и на густоте волос Жирная пища отражается не только на талии, но и на густоте волос

Регулярная диета с высоким содержанием жиров связана с выпадением волос

National Geographic
Ракетоплан для инвестора: как суборбитальные полеты изменят рынок космических услуг Ракетоплан для инвестора: как суборбитальные полеты изменят рынок космических услуг

Пока суборбитальные полеты доступны миллиардерам-энтузиастам

Forbes
Довлатов как он был. Фрагмент книги «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания» Марка Сермана Довлатов как он был. Фрагмент книги «Сергей Довлатов. Фотографии. Очерки и воспоминания» Марка Сермана

Фотографии и тексты Марка Сермана о Сергее Довлатове

Esquire
Профиль: Ирина Винер Усманова — жёсткий к спортсменкам тренер, добившийся главного имени в российской гимнастике Профиль: Ирина Винер Усманова — жёсткий к спортсменкам тренер, добившийся главного имени в российской гимнастике

Оскорбления, дисциплина и контроль «второй мамы» художественных гимнасток

TJ
Сплошное надувательство Сплошное надувательство

Приключения компаньона, придуманного художником KAWS

GQ
Открыть в приложении