Модное поветрие
Казалось бы, в эпидемии коронавируса не может быть ничего хорошего. Но если вы читаете этот текст, значит, вы выжили — и это уже отличная новость. Другая состоит в том, что пандемии почти всегда способствуют прогрессу — в том числе в мире моды. GQ рассказывает, как болезни задавали тренды и создавали новые идеалы красоты.
Это просто чума
В середине XIV века в Европу пришла страшная эпидемия чумы. Откуда — установить точно довольно сложно, но, вероятнее всего, из Азии (как неожиданно!); одна из теорий гласит, что из-за холодных лет и неурожаев монгольские суслики мигрировали поближе к человеку и вместе с собой притащили чумных блох. Уже через несколько лет болезнь докатилась до далекой Европы. Удар эпидемии был страшным: погибло от трети до половины всех европейцев; смертность от болезни приближалась к 100 %, а врачи были бессильны перед чумой, и единственной эффективной мерой, которую они могли предложить, были карантины.
Но и эта болезнь закончилась, началась новая жизнь. Как часто бывает после опустошительных эпидемий, для простых граждан она оказалась даже лучше той, что была прежде. Почему? По той хотя бы причине, что из-за изрядно сократившегося населения в Европе появился дефицит рабочих рук, а значит, люди могли требовать больше денег за свой труд. А вот аристократам пришлось туго: маньеризм и изысканность временно ушли в прошлое, уступив место грубости и жесткости.
Трансформировались социальные устои: многие дворяне и священники сильно обеднели, зато голову подняли купцы и ремесленники. Карабкаясь по социальной лестнице, они хотели подчеркнуть свой изменившийся социальный статус. Если раньше дорогие одежды и ткани были прерогативой аристократов, теперь в них стало щеголять все больше нуворишей, как их назовут позднее.
Мужчины одевались ярче. На тканях, из которых шили платья, появлялось все больше узоров — цветочных или геометрических. Туники, которые носили мужчины поверх одежды, превратились в дублеты. Брюки делались все короче. Головные уборы становились все пышней, в моду вошло выщипывание бровей. Все это делалось из желания быть заметными, шумными, мощными — на смену черной смерти пришла яркая жизнь. Портные и ювелиры соревновались друг с другом, создавая все более пышную одежду и богатые украшений.
Эффект от эпидемий чумы был схожим и спустя столетия. Английский адмирал и автор знаменитого дневника Сэмюэл Пипс, размышляя о последствиях лондонской эпидемии чумы в середине XVII века, выражал опасение, что парики выйдут из моды, так как ходят слухи, будто для их изготовления использовали волосы умерших от болезни. Но опасался он зря: хотя в первые годы после эпидемии спрос на парики и правда снизился, уже через несколько лет они вернулись — еще пышнее, ярче и сложнее.
Венера в мехах
В конце XV века в Европе начались Итальянские войны — стартовав как спор французов за корону Неаполитанского королевства, они быстро переросли этот повод и с переменным успехом продолжались еще более полувека. Но Первая итальянская война, начавшаяся в 1494 году, была особенной. Французы, разгромив противника, вошли в Неаполь и начали праздновать. Однако радость была преждевременной — в конце концов французы были изгнаны. И это оказалось не худшим, что произошло тогда на юге Италии.
Во французских войсках вспыхнула эпидемия сифилиса. Ее причины до сих пор неясны — то ли болезнь с собой принес из Америки Колумб, то ли она уже существовала в Европе, но что-то спровоцировало ее всплеск. Так или иначе, именно оттуда сифилис распространился по континенту и стал «французской болезнью», которая мучила человечество столетиями — до тех пор, пока не изобрели антибиотики.