Жертва фокуса: как погибла компания Thomas Cook
Один из старейших в мире туроператоров оказался не готов к переменам в отрасли, оставшись неповоротливым слоном в новой, высокотехнологичной «посудной лавке», — среди онлайн-агрегаторов, амбициозных лоукостеров и более гибких конкурентов.
Банкротства компании такого масштаба, как британский Thomas Cook, мировая туристическая индустрия, пожалуй, еще не видела. Хотя с некоторыми крупными компаниями что-то подобное случалось: достаточно вспомнить стремительный крах российского оператора «Натали турс» или уход с рынка британского авиаперевозчика «Монарх», который специализировался на чартерных туристических направлениях.
Двадцать лет назад подобное невозможно было представить. В те годы люди покупали туры за несколько месяцев до отправления, а цены печатались в бумажных каталогах и не менялись круглый год. Казалось, туризм — один из самых стабильных секторов экономики. Сегодня все наоборот: решение о поездке принимается практически моментально, а цены меняются буквально каждую минуту, как на бирже.
Структура спроса стала заметным образом меняться начиная с 2008 года, изменился и состав игроков. Связано это с глобальной диджитализацией: онлайн-платформы, агрегирующие тысячи предложений, типа Booking или Expedia, начали наступать на пятки традиционным туроператорам, переманивая в свой удобный интерфейс. Но онлайн-агрегатор — конкурент классическому турбизнесу лишь отчасти. С появлением онлайн-конструкторов туров число желающих самостоятельно планировать отпуск увеличилось, но чаще это краткосрочные путешествия по Европе на уикенд или в командировку. Классические морские или горнолыжные курорты по-прежнему заполняют крупные туроператоры. Именно они пакетируют чартеры и отели, отправляют самолеты туда, куда нет регулярных рейсов, и заранее выкупают в отелях большие блоки номеров.
В туристическом бизнесе набирает обороты так называемое динамическое пакетирование: билеты и отели складываются в системе туроператора в единый пакет из баз данных разных поставщиков. Сюда также можно включить допуслуги, например, билеты в театр или страховку автомобиля. Другой важный момент — дифференцированное предложение. Это отельная концепция, созданная туроператором под конкретный сегмент потребителей, например, проживание 4* с элементами 5* — апельсиновым фрешем, халатом и тапочками.