«Глупая программа со стоковыми картинками» с оценкой в $15 млрд: как развивался австралийский сервис Canva
Весной 2021 года основатели Canva стали миллиардерами — несмотря на то, что на старте им отказали сотни инвесторов, потенциальных сотрудников и клиентов.
Первый стартап
В 2007 году 19-летняя студентка Университета Западной Австралии Мелани Перкинс давала частные уроки по графическому дизайну. Она заметила, что большинство программ, которые используют её сокурсники, очень сложны.
«Люди тратили целый семестр на то, чтобы изучить, где находятся кнопки. Это выглядело нелепо», — говорила девушка.
Перкинс вместе со своим парнем Клиффом Обрехтом, который учился в том же вузе, решила исправить ситуацию. В 2007 году студенты разработали онлайн-инструмент для дизайна школьных выпускных альбомов Fusion Books.
На сайте Fusion Books клиенты могли бесплатно оформлять альбомы, а Перкинс с Обрехтом брали деньги за их печать. Пара взяла $5000 в кредит и вложила деньги в разработку сервиса, рекламу в интернете и печать образцов.
Студенты организовали офис в гостиной мамы Перкинс, там они принимали звонки от клиентов. В гараже установили печатный станок, лотки с бумагой и картриджами. За полгода до окончания университета девушка бросила учёбу, чтобы сконцентрироваться на бизнесе.
В 2008 году Fusion Books получила первого клиента: им стала французская школа в Сиднее, которая заплатила за работу $100. Пара не стала тратить деньги и вложила их в развитие проекта. За первые три года работы сервис провёл 120 сделок.
Позже для развития стартапа партнёрам понадобилось $50 тысяч — эти деньги им дала в долг мама Перкинс. «Бабушка и дедушка скончались и оставили наследство маме. Она щедро одолжила нам деньги. Это мотивировало нас, помогло окупить проект и вернуть кредит», — рассказала в интервью Перкинс.
В 2021 году Fusion Books продолжает принимать заказы из Австралии, Новой Зеландии и Франции. На сайте компании говорится о тысячах завершённых проектов и миллионах напечатанных страниц. Дизайн остаётся бесплатной опцией для всех пользователей, проект зарабатывает на печати альбомов и продаже стоковых изображений.
Ещё на старте Fusion Books Перкинс и Обрехт задумались об аналогичном дизайн-сервисе, но не для школьников и студентов, а для предпринимателей. Так появилась идея Canva, для воплощения которой партнёрам понадобились инвестиции.
Инвестиции по $10 тысяч
В 2010 году на конференции в австралийском Перте Перкинс познакомилась с венчурным капиталистом Биллом Тайем. Тот заинтересовался её идеей запустить сервис, который позволит предпринимателям создавать иллюстрации и интерфейсы без помощи дизайнеров.
Он пообещал Перкинс встретиться с ней в Кремниевой долине и обсудить инвестиции. Спустя год она собрала идеи по проекту и отправилась в Сан-Франциско. «Я напечатала их на машинке и перевязала красивой лентой. Это было забавно. Вряд ли многие люди используют бумажные презентации», — вспоминала предпринимательница.
Однако Тай не вложился в проект.
Он много разговаривал по телефону. Казалось, ему совершенно неинтересно, что я говорю. На следующий день он действительно сказал, что был бы рад вложить деньги, если бы мне удалось найти профессиональную техническую команду. На это нам понадобился год. — Мелани Перкинс, соосновательница Canva
Она задержалась в Сан-Франциско: жила в квартире брата, пользовалась бесплатным Wi-Fi на фудкортах и проводила десятки встреч с возможными инвесторами и техническими специалистами.
«Были сотни отказов: от инвесторов, потенциальных членов команды, ранних клиентов. Чтобы создать стартап, вы должны плыть против течения много лет», — поясняет Перкинс.
Несмотря на отказ, Билл Тай помог ей найти людей, чьи деньги и знания позволили реализовать проект. Одним из первых полезных знакомых стал создатель Google Maps Ларс Расмуссен.