«Главное — ввязаться в драку». Правила бизнеса Джеффа Безоса
Основатель Amazon о том, почему он любит лениться по утрам, как принимать самые важные решения и когда человечество превратит Землю в межпланетный курорт
Джефф Безос однажды рассказывал, что наука и техника интересовали его с раннего детства. Интерес привил дед будущего миллиардера — региональный директор Комиссии по атомной энергии США Лоуренс Престон. Впрочем, увлекался Безос не только компьютерами. Он еще и любил читать. Именно книги помогли ему спустя годы войти в список Forbes. В 30 лет Безос бросил карьеру на Уолл-стрит и открыл книжный интернет-магазин Amazon. Тогда офис компании располагался в гараже. Сегодня Amazon — одна из самых дорогих компаний в мире, ее стоимость превышает $1 трлн. Сам Безос стал первым человеком в истории, чье состояние превысило $100 млрд, а сейчас составляет около $150 млрд.
Есть и еще одна причина, по которой Безос стал самым богатым человеком в мире: он практически не жертвует на благотворительность и единственный из первой десятки Forbes не присоединился к Giving Pledge («Клятве дарения»). Миллиардер неоднократно подвергался за это критике и в итоге не так давно создал благотворительный фонд на $2 млрд, средства которого будут тратиться на помощь бездомным семьям и открытие дошкольных образовательных учреждений в бедных районах. Впрочем, у скупости Безоса есть оправдение: ежегодно он продает акции Amazon на $1 млрд и вкладывает их в свою космическую компанию Blue Origin. Страсть к космосу также уходит корнями в детство: Безос был фанатом сериала «Звездный путь» и всех фильмов серии.
Forbes вспомнил наиболее яркие высказывания богатейшего человека планеты.
Мы всегда должны вписываться в будущее. Когда мир меняется вокруг тебя, и когда он поворачивается против тебя, когда попутный ветер начинает дуть в лицо, тебе следует воспользоваться этим и понять, что делать. Потому что жалобы — это не стратегия.
Если вы делаете что-то интересное в этом мире, у вас будут критики. Если вы абсолютно не переносите критику, просто не делайте ничего нового или интересного.
Всегда нужно выбирать цели, о которых можно сказать: «Если у нас все получится, это будет грандиозно».
За какой бы новый бизнес мы ни взялись, поначалу людям со стороны — а иногда и нам самим — кажется, что мы уходим в сторону. Нам говорят: «Зачем вы выходите за пределы книжной торговли? Зачем открываете отделения за границей? Зачем предоставляете площадки для торговли другим продавцам?»... Справедливые вопросы. Их нужно задавать. Но за каждым таким вопросом стоит одно: зрелым компаниям очень трудно осваивать новые области. Дело в том, что даже если новые проекты будут иметь огромный успех, экономика предприятия еще нескоро это почувствует. Я открыл одно эмпирическое правило (не знаю, почему оно такое, но похоже на правду): посадив в землю семечко, нужно подождать пять-семь лет; только спустя это время ваши усилия заметно отразятся на экономике компании.
Нужно основывать свою стратегию на чем-то «вечном». Люди, не имеющие отношения к нашей компании, часто спрашивают: «Что, по вашему мнению, изменится в ближайшие пять-десять лет?» И очень редко мне задают вопрос: «А что не изменится в ближайшие пять-десять лет?» Мы в Amazon всегда стараемся это понять, ведь именно на этом и нужно строить стратегию. Тогда энергия, которую вы сегодня вкладываете в раскрутку маховика, и через десять лет будет приносить вам дивиденды. Не стоит ориентироваться на сиюминутное — кто ваши конкуренты, какие у них продукты, какие существуют технологии и так далее. Все это меняется так быстро, что и вам придется в том же темпе пересматривать свою стратегию.