Их университеты. Как заставить учиться тех, кому за 30
Образование длиною в жизнь в Европе становится нормой. Но в России большинство людей перестают учиться после 25 лет
Вечный студент» — не смешной анахронизм, а, наоборот, человек будущего. Профессии, еще недавно казавшиеся вечными, умирают на глазах, и вчерашним профессионалам приходится снова садиться за парту. А после повышения пенсионного возраста — уж точно.
Здесь есть проблема. Вернее, целых пять.
1. Большинство взрослых в отличие от школьников и студентов уже «все знают»: их голова полна информации, новые знания — последнее, о чем они мечтают.
2. Считается, что взрослому «поздно учиться». По оценке Boston Consulting Group, большинство людей в России не учатся после 25 лет, а затраты работодателей на обучение сотрудников в 10 раз ниже, чем в Европе.
3. Школьная система мотивации — оценки, экзамены, родительская похвала, — на взрослого не действует.
4. Школа и вуз были много лет назад, взрослый разучился учиться, потерял этот навык.
5. Большинство взрослых учатся «из-под палки». На курсах или тренингах они оказываются по распоряжению работодателя.
В России эти проблемы в новинку, а в европейских странах они давно известны: там уже много лет существует многоступенчатая система вовлечения взрослых в обучение. Те, кому от 25 до 60 лет, посещают краткосрочные курсы, кружки по интересам, мастерские, или даже осваивают новые специальности. Взрослые ученики болеют обычными «детскими болезнями»: нет мотивации, дисциплины, не слушают учителя. Но есть у них и свои, взрослые проблемы. Как их решают? Вот несколько советов, взятых из практики западных образовательных центров.
Теория у вас какая-то голая
Учебный материал должен соответствовать возрасту и интересам учеников. Значит, со взрослыми людьми упор нужно делать на практические знания. Все, что рассказывает учитель, они должны уметь тут же, буквально выйдя из класса, применить в реальной жизни. Например, в университете немецкого города Дортмунд, где могут обучаться люди старше 50 лет, после пяти семестров лекций и семинаров пожилые студенты обязательно проходят практику и выполняют ту или иную работу по выбранной специальности (в Дортмунде можно получить образование по одному из шести направлений — социальная геронтология, социология, воспитательное дело, психология, философия и теология). В качестве мест практики университет предлагает общины, пансионаты для престарелых, детские сады, школы, организует общественные работы среди соседей по дому, и т.д.