И довольно симпатичные. Теперь мы можем заглянуть в глаза неандертальцам.

GEOHi-Tech

Наука

Они были рыжие и коротконогие

Как выглядели древние люди? Ответ на этот вопрос знают братья-близнецы Альфонс и Адри Кеннисы из Нидерландов, которые создают научно достоверные скульптурные реконструкции наших доисторических предков

Текст: Семен Кваша

Дурацкий вопрос: как выглядели древние люди? Это же каждому известно! Все мы видели знаменитую цепочку «от обезьяны к человеку», которую когда-то нарисовал Рудольф Зaллингер (она называлась «Марш прогресса»). Однако этот рисунок, так много сделавший для популяризации теории эволюции, заодно сформировал и неправильные концепции о ней в головах людей. Но мы же читали еще и книги Жозефа Рони-старшего про древних людей, разглядывали илюстрации Зденека Буриана, а самым продвинутым знакомо имя выдающегося советского антрополога и скульптора Михаила Герасимова, который придумал научный метод реконструкции внешности по костям и воссоздал облик не только неандертальцев и кроманьонцев, но и исторических личностей — и более всего гордился бюстом Тамерлана.

Но люди с исключительным воображением — такие как братья-близнецы Альфонс и Адри Кеннисы из Нидерландов — не перестают задаваться этим дурацким вопросом. И ищут на него ответ, создавая научно достоверные скульптуры древних людей в натуральную величину. Реконструируя их внешность, Кеннисы занимаются одновременно двумя своими любимыми делами — наукой и искусством.

Началось все еще в 1974 году, когда близнецам было по восемь лет. Как рассказывает Альфонс, учились они очень плохо, не читали, не занимались математикой — увлекало их только рисование. Тогда они впервые увидели тот самый «Марш прогресса» и иллюстрации чешского художника Зденека Буриана, рисовавшего доисторические пейзажи со странными волосатыми полулюдьми-полуобезьянами, вооруженными палками и камнями. Буриан, кстати, работал и консультировался с лучшими антропологами, поэтому его картины в точности соответствуют научным представлениям середины прошлого века о внешности гоминидов. Тогда и братья начали рисовать доисторических животных — правда, их почему-то интересовали не динозавры, как обычно бывает у младших школьников, а исключительно млекопитающие. Юные Кеннисы копировали из книжек черепа и «реконструировали» по ним облик животных, придумав собственную «технологию»: рисовали череп на одной стороне листа, потом переворачивали его — и на обратной стороне дорисовывали «реконструкцию».

Это увлечение почти сразу переросло в «научные исследования»: Альфонс и Адри стали подбирать на дорогах трупы сбитых автомобилями животных и препарировать их, изучая на практике, как ткани крепятся к костям. На уроках в школе они лепили головы из глины, а дома делали гипсовые слепки с черепов животных. В общем, родителям малолетних естествоиспытателей можно было только посочувствовать.

Вторым толчком к тем научным и художественным изысканиям, благодаря которым Кеннисы сегодня считаются самыми авторитетными реконструкторами древних людей, стало художественное оформление книг. В начале 1990-х братья проиллюстрировали книгу об эволюции птиц, получили за нее премию — и новый заказ на книгу про эволюцию людей. Для подготовки к этой работе они поехали в тур по ближайшим антропологическим музеям Германии.

Книга удалась на славу, а из турне по музеям Кеннисы кроме вдохновения привезли внушительный список контактов в научной среде, множество отливок черепов, определенные представления о научной реконструкции древних людей (братья как раз знают, кто такой Михаил Герасимов) и готовность учиться дальше.

Учиться значит исследовать органы человека в «анатомичках» медицинских институтов, договариваться с зоопарками и вскрывать трупы обезьян, когда какой-нибудь почтенный шимпанзе умрет от старости. И снимать все это на видео, потому что мертвая плоть очень быстро деградирует. Рассказывая об этом по телефону, Альфонс Кеннис начинает говорить все громче и быстрее — судя по всему, он размахивает руками и вообще разговор доставляет ему явное удовольствие.

Реконструкция Человека разумного

Вместе с братом Альфонс Кеннис реконструирует всех предков современного человека и боковые ветви эволюции, но особенную любовь они питают к неандертальцам. Почему?

Во-первых, как уверяют Кеннисы, неандертальцы были красивые. «У них очень вытянута вперед средняя часть лица — рот и нос. Представьте, что вы купили резиновую маску, надели ее и потянули вперед, — объясняет Альфонс. — Примерно так и выглядели неандертальцы. Никто не знает, откуда у них взялась такая форма лица. Она типична для неандертальцев — разве что у одних лицо вытянуто сильнее, чем у других».

Во-вторых, неандертальцы, судя по всему, были очень сильные. «Если мы посмотрим на скелет неандертальца, то увидим, что у него очень широкие кости. Он небольшого роста, но чрезвычайно крепкого сложения. И даже у самых грациозных скелетов неандертальцев — скорее всего женских — очень короткая голень. Гораздо короче, чем у современных людей аналогичных размеров», — говорит Альфонс Кеннис.

В-третьих, сведений о неандертальцах до сих пор крайне мало. Не обнаружено ни одного полного скелета, все находки фрагментарны. Нет и четкого представления об их анатомии, потому что мягкие ткани не сохранились, а по окаменевшим костям понять можно далеко не все.

Братья Кеннисы реконструируют многие виды доисторического человека, но особую любовь питают к неандертальцу

«Раньше неандертальцев рисовали похожими на культуристов, — продолжает свой рассказ Альфонс Кеннис. — Девяносто килограммов при не очень большом росте, огромные мышцы. Но что такое огромные мышцы? И как эти мышцы работали? Они сильно расширялись или нет? Никто этого точно не знает. А еще непонятно, сколько у них было жира. Насколько холодно было в ледниковом периоде? Им нужен был слой жира? А если у них была одежда? А если не было? А еще они жили в очень суровые времена, пищи не хватало... Есть теория, что подкожного жира у неандертальцев было мало, зато хватало нутряного жира в животе между органами».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большая энциклопедия джентльмена. Том XIII Большая энциклопедия джентльмена. Том XIII

Учимся выходить из любых идиотских ситуаций.

GQ
Ева Ева

Ева Лонгория – самая “отчаянная” актриса Голливуда

Cosmopolitan
Твой личный шедевр Твой личный шедевр

Микротатуировки: за и против

Cosmopolitan
Максим Диденко Максим Диденко

Максим Диденко стал едва ли не самым востребованным театральным режиссером

Esquire
Данила Козловский Данила Козловский

Писатель Цыпкин задает режиссеру Козловскому наводящие вопросы

Maxim
Не надо меня трогать Не надо меня трогать

“Что с тобой не так? - спросил человек, который хотел на мне жениться

Cosmopolitan
Ирина Алексеенко Ирина Алексеенко

Ирина Алексеенко работает над созданием препарата для лечения рака

Esquire
Уравнение со многими неизвестными Уравнение со многими неизвестными

Многомиллиардные госзаказы уходят без тендера таинственным подрядчикам.

Forbes
Правила жизни Правила жизни

Доктор Лиза.

Лиза
Обмануть женщину по науке Обмануть женщину по науке

Приемы и фокусы, которые позволят тебе слегка обманывать женщину во благо

Maxim
Mazda6 против Kia Optima Mazda6 против Kia Optima

Вместительные, хорошо оснащенные седаны – излюбленный формат российского покупателя. И Mazda6, и Kia Optima умеют играть по законам жанра.

АвтоМир
“C трех лет я знала, чего хочу, остальное было неважно” “C трех лет я знала, чего хочу, остальное было неважно”

История счастливой любви длиной в жизнь

Psychologies
Форбсреалист Форбсреалист

Советский реализм — уже не тайная страсть миллиардера Алексея Ананьева.

Tatler
Елена Борщева Елена Борщева

Интервью. Елена Борщева: «В семейных отношениях главное – интеллектуальная страсть!»

Лиза
Гид по защите личных данных Гид по защите личных данных

Как обезопасить свою персональную информацию от злоумышленников.

CHIP
Давно пора за­вя­зывать Давно пора за­вя­зывать

Актриса Дакота Джонсон о плюсах и минусах работы в противоречивом кинопроекте

Glamour
Накормить привереду Накормить привереду

Накормить привереду – советы родителям.

Лиза
Mercedes G 500 4X4 Mercedes G 500 4X4

Технические решения позволяют духу приключений резвиться без стеснения на самом сложном бездорожье.

Quattroruote
Лучшие моменты «Оскара» Лучшие моменты «Оскара»

Запоминающиеся моменты «Оскара» за всю историю кинопремии

Правила жизни
Приключения неуловимых Приключения неуловимых

Тараканы вернулись! Если у тебя их еще нет, то жди

Maxim
Мой ребенок живет в другой стране Мой ребенок живет в другой стране

Как родители переживают разлуку c детьми?

Psychologies
Как отец отцу Как отец отцу

Всеволод Чаплин посмотрел сериал «Молодой папа»

Esquire
Ольга Горохова. Три истории о любви Ольга Горохова. Три истории о любви

«Все мои мужчины рано или поздно становятся знаменитыми!»

Караван историй
Разговор с режиссёром «Красавицы и чудовища» Биллом Кондоном Разговор с режиссёром «Красавицы и чудовища» Биллом Кондоном

Этого режиссёра называют человеком, возродившим мюзиклы, у него есть «Оскар» за лучший сценарий, а ещё он снял две части «Сумерек». Мы поговорили с Биллом Кондоном о его необычной фильмографии и новом проекте.

Мир Фантастики
Заявить ему о своих требованиях Заявить ему о своих требованиях

Мы работаем лучше, если чувствуем душевное равновесие

Psychologies
Обитатели болот Обитатели болот

Топкие американские субтропики — это настоящий сказочный мир. Тем важнее их сохранить.

GEO
История терменвокса и его создателя История терменвокса и его создателя

Терменвокс нередко называют «самым фантастическим музыкальным инструментом», но что мы знаем о его создателе?

Мир Фантастики
Вопрос ребром Вопрос ребром

Зачем люди ставят ультиматумы и к чему это чаще всего приводит

Cosmopolitan
Полоса препятствий Полоса препятствий

Как норвежская компания научила географа строить веревочные парки в России.

Forbes
Audi S5 Audi S5

Второе пришествие немецкого купе, как всегда, способного придать особый смысл недостаточной функциональности двухдверки.

Quattroruote
Открыть в приложении