Система вознаграждения среднего мозга не увидела разницы между голодом и социальной изоляцией
Американские ученые выяснили, что десятичасовая социальная изоляция повышает стремление к общению, во время чего наблюдается повышенная активность нейронов покрышки и черной субстанции, входящих в систему вознаграждения и отвечающих за циркуляцию дофамина, сообщается в исследовании, опубликованном в журнале Nature Neuroscience. Эта же зона мозга была активна у испытуемых после десятичасового голодания. Активности других структур системы вознаграждения после двух экспериментов не совпали.
Известно, что голод (как и другая неудовлетворенность в базовых потребностях) активирует работу системы вознаграждения. Так, если голодный человек видит что-то вкусное, дофаминергические нейроны покрышки и черной субстанции возбуждаются и подкрепляют сигнал дофамином, причем его выделяется больше, чем если бы человек был сыт. Именно этот механизм обуславливает поведение, направленное на удовлетворение потребности и даже ломку у наркозависимых людей.
Похожий процесс ученые наблюдали у мышей после долгой социальной изоляции. Эти данные позволяют предположить, что для мозга одиночество и голод похожи, а потребность в общении так же важна, как еда. Но существующих экспериментов недостаточно, чтобы утверждать это наверняка: человеческое и мышиное одиночество — не обязательно одно и то же.
Ученые из Массачусетского технологического института под руководством Ливии Томовой (Livia Tomova) решили подробнее изучить процессы в мозге человека после социальной изоляции и голода. Для экспериментов они пригласили 40 здоровых добровольцев, каждый из которых прошел три теста в разные дни. В первом участника изолировали от живого и интернет-общения на десять часов, во втором — запретили есть в течение десяти часов, а в третьем никак не ограничивали.