Пангея завтрашнего дня: могут ли континенты снова объединиться
Пангея, некогда объединявшая всю сушу нашей планеты, – не единственный суперконтинент в истории Земли, не первый, – и не последний.
О том, что континенты не находятся в вечном покое, люди впервые задумались в середине XVI в., с подачи фламандского картографа Авраама Ортелия, автора первого атласа мира. Он заметил, что западные края Евразии и Африки удивительно повторяют очертания восточных берегов Северной и Южной Америк так, словно прежде они были единым целым, ныне «разорванном» на части. Впоследствии эта гипотеза была подтверждена сопоставлением геологических пород и минералов, которые продемонстрировали удивительное сходство на континентах, разделенных огромным пространством океана. В результате в начале ХХ в. немецкий ученый Альфред Вегенер сформулировал теорию дрейфа материков – прямую предшественницу современной тектоники плит.
Тем не менее, долгое время такие представления считались маргинальными: считалось, что горы и прочие детали рельефа возникают благодаря остыванию Земли. По мере сжатия планеты на ней образуются складки, подобно морщинам на высыхающем яблоке. Однако накапливавшиеся данные все надежнее свидетельствовали в пользу новой теории. Британский геолог Артур Холмс предположил, что движение литосферных плит связано с восходящими конвективными потоками в мантии, способными раскалывать и перемещать целые континенты. А затем это движение удалось измерить и напрямую, показав, что материки смещаются примерно с той же скоростью, с которой растут наши ногти – от двух до семи сантиметров в год.
По современным представлениям, на твердую поверхность приходится лишь крошечная часть всей толщи планеты. И континенты, и дно Мирового океана образованы несколькими десятками литосферных плит, включая семь крупнейших, на которые приходится большая часть площади Земли. Их толщина колеблется в среднем от 60 до 100 км. Ниже начинаются тысячи километров горячей расплавленной мантии. Находясь под огромным давлением, эта вязкая масса медленно перемешивается, перемещая плиты, словно весенняя река – льдины. Литосферные плиты приподнимаются и опускаются, наползают одна на другую, расходятся, сталкиваются и трутся боками, порой вызывая землетрясения.
Прошлые суперконтиненты
Насколько известно, так было не всегда, и тектоника плит запустилась на Земле около 3,5 млрд лет назад, хотя что именно дало ей старт и как, – вопрос еще дискуссионный. Так или иначе, первый континент, который поднялся над Мировым океаном, называют Ваальбарой, и сегодня его останки обнаруживаются на юге Африки (кратон Каапвааль) и на западе Австралии (кратон Пилбара). Ваальбара образовался более 3 млрд лет назад, примерно тогда же, когда появилась и жизнь – или немногим позднее.