Бизнес Араза Агаларова всегда готов поддержать государство

ForbesБизнес

Бег по кругу

Бизнес Араза Агаларова сильно пострадал от пандемии коронавируса, но он всегда готов поддержать государство и берется за строительство сложных, малорентабельных объектов

Текст Анастасия Ляликова

Начало июля 2021-го в столице и Подмосковье выдалось непривычно знойным, дорожная пыль в густом раскаленном воздухе не лучшее сопровождение самой высокой делегации. Владимир Путин, сев в президентский лимузин, надел солнцезащитные очки — за рулем Aurus глава государства инспектировал Центральную кольцевую автодорогу. Добравшись до центрального пункта управления трассой, Путин в окружении высших чиновников запустил по ней движение.

Поодаль, почти не замеченный федеральными СМИ стоял Араз Агаларов. Ради встречи с президентом миллиардер две недели провел в заточении в гостинице «Арбат» — карантин был обязательным условием. Принадлежащая Агаларову Crocus Group построила заключительный участок дороги ЦКАД-1, замкнувший кольцо. Участие в проекте принесло Агаларову, чей бизнес переживает непростые времена, несколько миллиардов рублей убытков. В 2020 году выручка компании составила 74 млрд рублей.

Бетонная аргументация

Проект строительства новой дороги по контуру «первой бетонки», проложенной в целях противовоздушной обороны в 1950–1960-х годах примерно в 50 км от Москвы, был утвержден еще в 2001 году. Модернизированная трасса должна разгрузить МКАД и подмосковные дороги от транзитных грузовиков. Как это часто бывает, срок реализации крупного инфраструктурного проекта неоднократно переносился, а стоимость многократно возросла. Изначально планировалось, что строительство дороги начнется в 2006 году, завершится в 2011-м, а его бюджет составит около 95 млрд рублей. Официальное открытие ЦКАД состоялось 8 июля 2021 года. Протяженность трассы составляет 336,5 км, затраты на нее превысили 340 млрд рублей.

На строительство ЦКАД-1, помимо Crocus Group, претендовали АРКС (25% принадлежало «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко) и «Стройгазконсалтинг» (тогда компанией владели Зияд Манасир и Руслан Байсаров). У Агаларова на тот момент не было опыта строительства дорожных объектов такой сложности. «В день подачи заявок на участие в ЦКАД-1 мы толкали по коридору тележку с несколькими коробками бумаг. Заявка Агаларова состояла из одной папочки», — вспоминает бывший сотрудник АРКС.

В итоге контракт получил «Стройгазконсалтинг», но выполнить его не смог. И «Автодор» перепоручил проект Crocus Group. АРКС, вначале пытавшаяся оспорить результаты конкурса, к тому моменту уже потеряла интерес к первому отрезку — компания стала подрядчиком строительства ЦКАД-5. «Проект сложный, но я люблю сложные проекты, вы знаете, поэтому нам его делать интересно. Мы планируем закончить к 2018 году», — говорил тогда Агаларов на канале «Россия 24».

Crocus Group пришлось столкнуться со многими проблемами. Первой стала необходимость переустройства инженерных коммуникаций, их на первом участке оказалось больше, чем на других сегментах ЦКАД. Была и бумажная волокита: пока проект реализовывался, часть дороги вошла в состав Новой Москвы, из-за чего изменились технические условия, пришлось переделывать документацию, объясняет глава «Автодора» Вячеслав Петушенко. На ЦКАД-1 расположено 24 газопровода, девять из них магистральные, их должен был переложить госзаказчик. Эти работы были завершены только к концу 2020 года. Кроме того, на участке было необходимо возвести 50 мостов разной сложности. В итоге Crocus Group пришлось построить 25 км дорог и 23 моста за шесть месяцев при нормативных сроках строительства 15–18 месяцев. «Очередной героизм, и, естественно, денег, как обычно, не хватало», — говорит Агаларов. Необходимость возведения мостов не только затянула строительство, но и чуть не окончилась плачевно для строительного бизнеса Агаларова. В феврале 2019 года Счетная палата заявила, что проект не будет реализован в срок, и вскоре глава «Автодора» Сергей Кельбах был отправлен в отставку. В июле против него было возбуждено уголовное дело. Чиновника подозревали в превышении полномочий, в том числе при перечислении аванса Crocus Group. В декабре 2019 года «Автодор» подал иск уже к Crocus Group.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Новые Медичи Новые Медичи

Глава Tod’s Диего Делла Валле выделил €25 млн на реставрацию римского Колизея

Forbes
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Аграрный связной Аграрный связной

Как немец Штефан Дюрр использует 630 000 га российской земли

Forbes
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Под солнцем Тосканы Под солнцем Тосканы

Кто из россиян строит бизнес в Италии

Forbes
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Огненный интеллект Огненный интеллект

Как хакер из Черноголовки создал первый в мире файрвол на основе ИИ

Forbes
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Мастер по свету Мастер по свету

Кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России

Forbes
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Открыть в приложении