Бизнес Араза Агаларова всегда готов поддержать государство

ForbesБизнес

Бег по кругу

Бизнес Араза Агаларова сильно пострадал от пандемии коронавируса, но он всегда готов поддержать государство и берется за строительство сложных, малорентабельных объектов

Текст Анастасия Ляликова

Начало июля 2021-го в столице и Подмосковье выдалось непривычно знойным, дорожная пыль в густом раскаленном воздухе не лучшее сопровождение самой высокой делегации. Владимир Путин, сев в президентский лимузин, надел солнцезащитные очки — за рулем Aurus глава государства инспектировал Центральную кольцевую автодорогу. Добравшись до центрального пункта управления трассой, Путин в окружении высших чиновников запустил по ней движение.

Поодаль, почти не замеченный федеральными СМИ стоял Араз Агаларов. Ради встречи с президентом миллиардер две недели провел в заточении в гостинице «Арбат» — карантин был обязательным условием. Принадлежащая Агаларову Crocus Group построила заключительный участок дороги ЦКАД-1, замкнувший кольцо. Участие в проекте принесло Агаларову, чей бизнес переживает непростые времена, несколько миллиардов рублей убытков. В 2020 году выручка компании составила 74 млрд рублей.

Бетонная аргументация

Проект строительства новой дороги по контуру «первой бетонки», проложенной в целях противовоздушной обороны в 1950–1960-х годах примерно в 50 км от Москвы, был утвержден еще в 2001 году. Модернизированная трасса должна разгрузить МКАД и подмосковные дороги от транзитных грузовиков. Как это часто бывает, срок реализации крупного инфраструктурного проекта неоднократно переносился, а стоимость многократно возросла. Изначально планировалось, что строительство дороги начнется в 2006 году, завершится в 2011-м, а его бюджет составит около 95 млрд рублей. Официальное открытие ЦКАД состоялось 8 июля 2021 года. Протяженность трассы составляет 336,5 км, затраты на нее превысили 340 млрд рублей.

На строительство ЦКАД-1, помимо Crocus Group, претендовали АРКС (25% принадлежало «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко) и «Стройгазконсалтинг» (тогда компанией владели Зияд Манасир и Руслан Байсаров). У Агаларова на тот момент не было опыта строительства дорожных объектов такой сложности. «В день подачи заявок на участие в ЦКАД-1 мы толкали по коридору тележку с несколькими коробками бумаг. Заявка Агаларова состояла из одной папочки», — вспоминает бывший сотрудник АРКС.

В итоге контракт получил «Стройгазконсалтинг», но выполнить его не смог. И «Автодор» перепоручил проект Crocus Group. АРКС, вначале пытавшаяся оспорить результаты конкурса, к тому моменту уже потеряла интерес к первому отрезку — компания стала подрядчиком строительства ЦКАД-5. «Проект сложный, но я люблю сложные проекты, вы знаете, поэтому нам его делать интересно. Мы планируем закончить к 2018 году», — говорил тогда Агаларов на канале «Россия 24».

Crocus Group пришлось столкнуться со многими проблемами. Первой стала необходимость переустройства инженерных коммуникаций, их на первом участке оказалось больше, чем на других сегментах ЦКАД. Была и бумажная волокита: пока проект реализовывался, часть дороги вошла в состав Новой Москвы, из-за чего изменились технические условия, пришлось переделывать документацию, объясняет глава «Автодора» Вячеслав Петушенко. На ЦКАД-1 расположено 24 газопровода, девять из них магистральные, их должен был переложить госзаказчик. Эти работы были завершены только к концу 2020 года. Кроме того, на участке было необходимо возвести 50 мостов разной сложности. В итоге Crocus Group пришлось построить 25 км дорог и 23 моста за шесть месяцев при нормативных сроках строительства 15–18 месяцев. «Очередной героизм, и, естественно, денег, как обычно, не хватало», — говорит Агаларов. Необходимость возведения мостов не только затянула строительство, но и чуть не окончилась плачевно для строительного бизнеса Агаларова. В феврале 2019 года Счетная палата заявила, что проект не будет реализован в срок, и вскоре глава «Автодора» Сергей Кельбах был отправлен в отставку. В июле против него было возбуждено уголовное дело. Чиновника подозревали в превышении полномочий, в том числе при перечислении аванса Crocus Group. В декабре 2019 года «Автодор» подал иск уже к Crocus Group.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Быстрее, выше, хитрее Быстрее, выше, хитрее

В чем еще, помимо силы и ловкости, соревнуются участники Олимпиад

Forbes
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Огненный интеллект Огненный интеллект

Как хакер из Черноголовки создал первый в мире файрвол на основе ИИ

Forbes
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Мастер по свету Мастер по свету

Кто и как делает самые масштабные мультимедийные шоу в России

Forbes
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Самосбывающееся проклятие Самосбывающееся проклятие

Cлухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Forbes
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Открыть в приложении