Языковые игры
Два россиянина за время пандемии создали глобальную платформу для обучения детей английскому языку и привлекли почти $40 млн инвестиций.
В июне 2017 года основатели российского облачного сервиса Cloudike Максим Азаров и Дмитрий Малин приехали искать клиентов на выставку Mobile World Congress в Шанхае. В метро они обратили внимание на огромные рекламные баннеры с иероглифами. «Мы перевели, оказалось, что так рекламируется онлайн-школа английского языка VipKid, — вспоминает Малин. — Это нас удивило: редко встретишь, что онлайн-бизнес рекламируется в метро».
Основанный китайской предпринимательницей Синди Ми сервис VipKid предлагал 25-минутные уроки английского языка для детей. У компании, по ее собственным данным, тогда было более 20 000 учителей, 200 000 студентов из разных стран и месячная выручка $60 млн. К тому времени она привлекла $150 млн инвестиций.
В августе 2017-го Sequoia Capital и Tencent вложили в VipKid еще $200 млн, стартап оценили в $1,5 млрд. «Когда мы увидели эту рекламу, у нас произошло творческое зажигание», — вспоминает Малин. Азаров уже сталкивался с поиском преподавателя английского языка для своего семилетнего сына: «В офлайн-центрах, как правило, преподавали студенты, а большинство онлайн-сервисов фокусировалось на взрослых». В 2017 году на российском рынке детского онлайн-обучения английскому языку уже были Englishdom и Puzzle English, на рынок только что вышел Skyeng, перечисляет основатель компании Maximum Education Михаил Мягков. «Но сам этот рынок был еще очень маленьким — игроки скорее были ориентированы на взрослых», — вторит он словам Малина.
До поездки в Шанхай приятели часто обсуждали идею создать «коробочку для изучения языков» — устройство с голосовым ботом, который общался бы с пользователем в формате уроков и кастомизировал подачу материала. Узнав о VipKid, они решили повторить его модель и не прогадали, основав школу NovaKid. Как им это удалось?
Азаров и Малин к тому моменту построили карьеру в корпорациях и попробовали себя в бизнесе. Азаров с детства интересовался программированием. Когда ему было 12 лет, родители обменяли семейное золотое кольцо на компьютер. После школы он поступил в МФТИ, а на последнем курсе начал работать разработчиком в CyberVision, «дочке» компании Cisco, и перебрался в США. Вскоре перешел на похожую должность в американскую компанию — разработчика ПО для бытовой техники Digital Five, а после стал программистом в производителе решений для обмена данными SMSC.
В 2007 году, несмотря на динамичный карьерный путь в Штатах, Азаров решил вернуться в Россию. С тех пор он успел поработать продуктовым менеджером в московском офисе Google, главой продуктовой команды в Rambler и главой отдела разработки облачного хранилища LG Cloud.
С партнером по NovaKid Дмитрием Малиным Азаров познакомился в Rambler. До этого Малин работал в компаниях Artstyle Group и «РДВ-Медиа». В 2010 году на фоне смены руководящей команды в Rambler приятели вместе перешли в LG, а затем в 2013-м запустили собственную компанию ASD Technologies, которая занялась разработкой веб-сервисов. Самым успешным ее проектом стал аналогичный LG Cloud облачный сервис Cloudike, работающий по сей день. Партнеры стали делать облачные хранилища под брендами компаний-заказчиков. Первым крупным клиентом Cloudike стал «Мегафон», впоследствии услугами Cloudike стали пользоваться южнокорейские компании, говорит Малин. По словам Малина, на старте дело приносило в среднем по $500 000–600 000 выручки в год, а к 2017 году показатель достиг $1–1,5 млн.