Нельзя, запретить
Для чего же, для чего же сделаны наши девочки? Веками все было понятно — канонические немецкие 3К: Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь). Женщин изображали с детьми, с вязанием, за уборкой или готовкой. Потом случились четыре волны феминизма, и, казалось бы, больше нет преград для любого выбора: хочешь пинать мяч — пинай, хочешь выигрывать гонки— пожалуйста. Но на деле женщины, которые выбирают традиционно мужские профессии или хобби, до сих пор сталкиваются с всевозможными препятствиями. Мы поговорили с семью героинями, которые не испугались стреотипов и отвоевали право заниматься делом своей жизни.
Екатерина Набойченко
«Я перестала с ними бороться. Человека, который думает, что женщине не место за рулем, не переубедить»
- Возраст 29 лет
- Профессия Пилот Russian Drift Series Grand Prix
Когда вы решили заняться автоспортом и гонками?
Меня с детства привлекали машинки, я почти не обращала внимания на другие игрушки. Когда мне было три года, я заметила, что все ребята во дворе ездят на двухколесных велосипедах, а у меня был четырехколесный. И я голыми руками открутила два задних колеса. Уже тогда, наверное, проявилась моя страсть к механике. Без нее в автоспорте невозможно. Постепенно все это переросло в более серьезную историю. Став старше, я начала участвовать в нелегальных гонках, а в 2017 году пришла в Russian Drift Series (RDS) Grand Prix.
Что вам больше всего нравится в гонках?
Эмоции. То, ради чего мы туда приходим, — 30 секунд, когда ты едешь боком. У тебя захватывает дух. Любой пилот может вам рассказать, что происходило в этот момент, буквально по кадрами. Выброс адреналина, время растягивается, и ты наслаждаешься этими, казалось бы, 30 секундами.
С точки зрения общества гонки — занятие скорее мужское. Вы сталкивались с трудностями или критикой из-за гендерных стереотипов?
Самая большая трудность, с которой я столкнулась, заключалась в том, что, когда я пришла в автоспорт, в России не было женских гоночных комбинезонов. Если говорить серьезно, то я, конечно, периодически слышу от окружающих, что «мое место на кухне». Но никогда от своих коллег-пилотов. Разве что некоторые признаются, что проиграть девочке стыдно.
А бывают ли вообще мужские или женские профессии, по вашему мнению?
Я бы не стала делить на мужское и женское. Я считаю, что это всегда личное дело каждого. Если ты хочешь работать на химическом производстве, гонять на машинах или, не знаю, нырять с аквалангом — это только твой выбор и твоя ответственность.
Как вы лично боретесь с гендерными стереотипами о девушках в автоспорте?
Я перестала с ними бороться. Человека, который думает, что женщине не место за рулем, не переубедить, да и зачем тратить свое время впустую.
Расскажите про переломный, самый сложный для вас момент, связанный с гонками.
Любой заезд — это сложности и вызов себе: сможешь или не сможешь? Наверное, один из самых трудных моментов в моей карьере случился в прошлом сезоне, когда из-за пандемии сдвинулся график летних соревнований. У нас буквально каждую неделю был выезд, и мы физически не успевали ремонтировать машины. Весь сезон меня преследовали технические сложности, и из-за этого не удавалось показать хороших результатов. В какой-то момент мне казалось, что я сломалась. Но каждый раз, когда кажется, что у меня больше нет сил, я думаю: «Кать, сегодня устала, а завтра не устала».
Второй в хорошем смысле переломный момент случился три дня назад: я впервые села за руль после рождения ребенка. Я осознанно забеременела: мы с молодым человеком запланировали все так, чтобы я успела принять участие в следующем гоночном сезоне. Когда я, еще будучи беременной, рассказывала коллегам о своих планах, все крутили пальцем у виска: «У тебя новая жизнь, ребенок заменит спорт, и тебе не захочется возвращаться». Но через полтора месяца после родов я снова села за руль. Помню свой первый круг и слезы на глазах на финише. Мне было важно понять, что я вернулась, я смогла.
Были ли моменты, когда вы считали себя слишком слабой, «слишком женщиной» для гонок?
Я не считаю себя слабой и никогда не сдаюсь. Может быть, поэтому я до сих пор остаюсь одним из самых популярных пилотов в России, хоть и пропустила сезон. Периодически, признаюсь, когда что-то не получается, я ухожу в бокс поплакать. Но я понимаю, что мальчики тоже плачут, просто делают это, пока никто не видит.
Как автоспорт изменил вас с точки зрения характера?
Спорт научил меня не обращать внимания на общественное мнение. Я стала проще относиться к критике: просто иду к цели и не вижу препятствий. Второе, что дал мне спорт, это, конечно же, сумасшедшую выносливость. Когда я была на восьмом месяце беременности, мы с моим молодым человеком приехали на гонку и встретили там знакомого пилота, у которого буквально месяц назад родилась дочка. Мы удивились, что он не выглядит уставшим. Даже, наоборот, очень бодрый. В ответ на наши вопросы про жизнь с младенцем он сказал: «Тот, кто говорит, что с ребенком тяжело, просто никогда не собирал мотор в ночь перед гонкой». Я подписываюсь под каждым словом. Гонки — отличная тренировка перед материнством. Носить ребенка на руках после того, как ты таскала 18-е колеса с дисками, вообще не трудно.
Что бы вы посоветовали другим девушкам, которые хотели бы заняться гонками?
Хорошенько все продумать и ничего не бояться. Гонки — это не дорогой спорт. Это самый дорогой спорт. Поэтому нужна хорошая финансовая база и уверенность в себе.
Виктория Якимчук
«Когда я мысленно возвращаюсь к родителям, я понимаю, что мне тяжело, но я смогу — я не тряпка»
- Возраст 20 лет
- Профессия Парасноубордистка, победитель общего зачета Кубка мира Международного паралимпийского комитета по сноуборду
Кто или что вдохновило вас на занятия сноубордом?
Я не могу рассказать какую-то красивую историю, мне кажется, это был скорее случай. С 11 до 16 лет я занималась горными лыжами, но потом случился конфликт между тренерами сборной России и нашим личным тренером, и нас троих перевели в команду по сноуборду. Получается, уже пять лет им занимаюсь. Спорт вытащил меня эмоционально, и, конечно, я стала намного сильнее физически. Если бы я ребенком не начала заниматься лыжами, а потом сноубордом, я была бы очень слабой на самом деле.
Как вы, несмотря на врожденные физические особенности, оказались в спорте?
На самом деле я оказалась в спорте не несмотря, а благодаря им. Когда мне было 10 лет, я выступала на стадионе в забеге на 1 км от своей школы. Там меня заметила Наталья Артуровна Брусова — мой первый тренер, она предложила попробовать себя в горнолыжном спорте.
Сталкивались ли вы в детстве с буллингом?
Да, конечно. В школе мои сверстники были жестоки по отношению ко мне — обзывали и издевались.
Для девочки это может быть особенно чувствительно из-за социальных стереотипов о внешности. Как вы это переживали?
В детстве я очень сильно переживала из-за своей внешности, но спорт очень помог мне. Можно сказать, что я обрела себя в нем. Только на трассе я могу кататься и гонять без протеза. К тому же победы в спорте помогли изменить отношение одноклассников ко мне, когда в 2016 году я выиграла чемпионат России по горным лыжам. Вернувшись с соревнований, я просто принесла свою золотую медаль в класс. На этом буллинг и закончился
Где-то в 2017-м мне начали писать ребята, которые тоже сталкивались с издевательствами из-за физических особенностей и просили о поддержке. Мы пообщались, и я решила встретиться с ними и их одноклассниками. Я провела в их школе что-то вроде занятия, на котором рассказала свою историю. Сейчас у меня в планах выступить в школе, в которой я училась.
С точки зрения общества сноуборд — это вид спорта скорее для парней. Вы встречались с какими-то гендерными предрассудками в своей карьере?
Нет, честно говоря, не встречалась. Конечно, это опасный вид спорта для девочек. У моей знакомой была грустная история. Мы же на трамплинах прыгаем, она упала, начались проблемы с копчиком, и ей потом было очень сложно рожать ребенка.
Что вы сами делаете, чтобы сломить гендерные стереотипы, которые говорят, что девушкам не место в спорте?
Я постоянно доказываю своим примером, что это не так. Мы же вместе с парнями тренируемся, и нагрузки у нас почти одинаковые. ОФП одинаковые. Обучение тоже одинаковое, так что сложно подумать, что мне в сноуборде не место.
Но случались же, наверное, моменты, когда вы чувствовали себя слишком слабой, «слишком женщиной» для этого спорта?
Конечно, бывает иногда, что уже нет сил и ты делаешь десятый подход, а потом лежишь и думаешь: «Зачем мне это все надо? Я же девушка». В такие моменты я думаю о родителях. Я все делаю, чтобы они мною гордились, чтобы я могла им помогать. Когда я мысленно возвращаюсь к родителям, я понимаю, что мне тяжело, но я смогу — я не тряпка.
Расскажите про переломный или самый сложный момент в вашей карьере?
Кубок мира в Финляндии в феврале 2021 года. Непосредственно перед кубком я упала на тренировке, ударилась головой. Пятое сотрясение мозга. Произошел конфликт с тренером из-за того, что не вышла на старт, тогда вся ситуация меня действительно сломила, поэтому я взяла большой перерыв. Не знаю, вернусь ли я в спорт.
Как вы научились так позитивно относиться к своей ситуации, да еще и помогать другим и вдохновлять?
Прежде всего мне всегда помогали спорт, семья и друзья, которые были рядом. Я не хочу, чтобы другие дети мучились и сталкивались с тем, с чем пришлось столкнуться мне. Поэтому и стала помогать.