Недостаточно голубая лагуна
Что могут сделать судостроители, судовладельцы, компании и государства, чтобы остановить загрязнение водных ресурсов.
Согласно исследованию ученых из Комиссии по загрязнению и здоровью научного журнала Lancet, более 9 млн преждевременных смертей в год — последствия загрязнения Мирового океана. Это одна из самых важных, но до сих пор плохо изученных и не всеми признаваемых проблем, ее масштаб только предстоит оценить.
Океан засоряют и уничтожают токсичные металлы, пластмассы, промышленные и фармацевтические химикаты, нефть, городские и промышленные отходы, пестициды, удобрения и сточные воды. Более 80% этих веществ попадает в него с атмосферными осадками и путем прямых сбросов, еще 20% — с кораблей и нефтяных платформ. Лучше всего результат человеческой деятельности заметен вдоль береговой линии стран с низким и средним уровнем дохода, но на самом деле у этой проблемы нет границ — следы загрязнения можно обнаружить далеко за пределами национальных юрисдикций, в открытом океане и у берегов необитаемых островов. Мусор, ртуть и отравленную токсинами рыбу обнаружили даже в самой глубокой точке Земли — в Марианской впадине на глубине 11 000 м.
Наиболее опасные загрязнители океана
Ежегодно в океан попадает более 10 млн т пластика. Большая часть этих отходов распадается на крошечные частицы (микропластик) и накапливается в прибрежных и глубоководных отложениях. Оставшиеся крупные куски десятилетиями плавают в воде, образуя целые мусорные острова. Один из самых крупных — так называемое мусорное пятно в Тихом океане. Это сотни километров водной глади, покрытой отходами человеческой жизнедеятельности. Точная площадь пятна неизвестна, по разным подсчетам, речь о 0,7–1,6 млн кв. км и порядка 100 млн т мусора.
Микропластик не так заметен, но тоже крайне опасен. В нем содержится множество токсичных химических веществ, добавляемых в пластмассы, чтобы сделать их гибкими, красочными, водонепроницаемыми или огнестойкими, — встречаются и канцерогены, и нейротоксины, и эндокринные разрушители, способные вызывать рак и другие проблемы со здоровьем. Эти насыщенные химическими веществами частицы попадают в пищевую цепь и накапливаются в рыбе и моллюсках, а с ними микропластик поглощаем и мы. В последние годы ученые начали находить микропластик и в человеческих тканях. По данным отчета PEW и SystemIQ «Breaking the Plastic Wave», количество пластика в океане увеличится к 2040 году втрое и будет расти дальше со скоростью 50 кг в минуту.
Другая опасность — ртуть. От 80% до 90% ее органических соединений поступает в организм человека из рыбы и моллюсков (при этом от 75% до 90% органической ртути, содержащейся в морепродуктах, составляет метилртуть — крайне токсичное соединение, способное накапливаться в организме). Ртуть используют в металлургии для вымывания золота из породы, а кроме того, она попадает в атмосферу при сжигании угля. Больше всего ртути накапливается в крупных хищных рыбах: акуле, рыбе-мече, белуге, бериксе, тунце.
Загрязнение прибрежных районов промышленными или сельскохозяйственными отходами может приводить к резкому росту популяции фитопланктона, известному как красные приливы (они также могут быть коричневыми или зелеными). Фитопланктон производит токсины (такие, как сигуатоксин и домоевая кислота), которые накапливаются в рыбе и моллюсках, приводят к их гибели и гибели животных-ихтиофагов. Именно красный прилив назвали официальной причиной массовой гибели морских животных на Камчатке в сентябре — октябре 2020 года.
Какой след оставляют корабли
Большинство людей представляют разлив нефти как аварию на крупном нефтедобывающем производстве или танкере. Но такие происшествия скорее редкость, зато разливы нефти гораздо меньшего масштаба на суше, в открытом океане, на реках и озерах происходят каждый день. Они могут быть связаны с добычей и транспортировкой нефти, а могут случаться в ходе рутинной эксплуатации судов, например при дозаправке. Каждый разлив наносит непоправимый вред морским растениям и животным: даже если ликвидировать нефтяное пятно на воде максимально быстро, большинство обитателей водоема все равно погибнут.
Кроме нефтяного, морской транспорт оставляет еще и углеродный след — так называется совокупность всех выбросов парниковых газов, включая диоксид углерода. Вступая в реакцию с водой, он вызывает изменение уровня ее кислотности (pH-фактора). От этого страдают в первую очередь организмы — строители раковин, но опосредованное влияние затрагивает целые экосистемы. По словам руководителя климатического проекта Greenpeace в России Василия Яблокова, парниковые газы — самая главная угроза для океана. «Откатить обратно» процессы, связанные с глобальным изменением климата, уже невозможно, можно только смягчить последствия. «Из-за изменений в химическом составе воды мы уже теряем коралловые рифы. Основным способом преодоления этих негативных последствий является глобальная борьба с изменением климата: сокращение выброса парниковых газов — везде, во всех секторах экономики», — говорит Яблоков.