Маски сброшены
Наука дает мировым музеям новые возможности для работы с предметами искусства. Forbes Life изучил последние технологии для атрибуции, диагностики и реставрации шедевров.
Нейтронная радиография и томография, мраморы и глина Донателло
На столе в реставрационных мастерских Пушкинского музея в Малом Знаменском переулке фрагменты мрамора разных оттеков и отбитая голова святого, что крепится к туловищу на металлическом штырьке, образуют небольшой барельеф. Рядом деревянный ящик, напоминающий старый этюдник, полный мраморных частей. «Донателло, — спокойно сообщает Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина. — Привезли из Берлина в 1945 году». Почти 60 лет мраморы пролежали в Архиве художественных ценностей Минкульта в Загорске, а в 2003 году оказались в Пушкинском.
Совместный проект исследования и реставрации скульптур Донателло и других мастеров эпохи Ренессанса, начатый Пушкинским музеем и берлинским Музеем Боде, правопреемником Музея кайзера Фридриха, дает возможность вытащить шедевры, многие из которых считались безвозвратно утраченными, из фонда перемещенных ценностей на свет божий и, отреставрировав, показать в музее. «Соглашение о сотрудничестве было подписано в 2015-м, — рассказывает Игорь Бородин. — В рамках проекта мы отобрали 57 предметов, это бронзовые скульптуры, терракота, майолика и мраморная скульптура».
Все эти предметы пострадали весной 1945 года от пожара в бункере в парке Фридрихсхайн, где располагалось музейное хранилище. Фрагменты скульптур, которые выжили в огне, хранятся в разных музеях. Что-то осталось в берлинском Боде, что-то оказалось в Эрмитаже, что-то в Пушкинском. Металл покрылся окалиной и трещинами, керамика — слоями расплавленного стекла и гари.
Для тщательной диагностики пострадавших предметов реставраторы ищут помощи в разных научных областях. Чтобы уточнить датировку и состав литейного сплава двух бронзовых скульптур — «Иоанна Крестителя», приписываемого Донателло, и «Танцующего амура» работы неизвестного римского скульптора XVI века, обратились в Курчатовский институт. Чтобы заглянуть внутрь металла, провели нейтронные радиографические и томографические исследования на специализированной установке «Дракон» на реакторе ИР-8, рассказала Екатерина Яцишина, руководитель лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках Курчатовского комплекса НБИКС-пт (природоподобных технологий). Донателло подтвердил качество и подлинность. «Количественная оценка содержания элементов в образцах металла статуй показала, что статуя «Иоанн Креститель» состоит из меди, легированной свинцом, оловом и цинком. Именно такой состав металла соответствует другим изученным работам Донателло, а значит, является одним из аргументов в пользу его авторства, — рассказывает Яцишина. — Нейтронная радиография показала в целом удовлетворительное состояние металла статуи «Иоанн Креститель» и особенности ее внутреннего строения».
В ходе исследования удалось взять пробы слепочных масс (следов глиняной формы, из которых отливали работу), оставшихся в складках внутри скульптур. В дальнейшем, как предполагают московские реставраторы, можно будет создать общую базу данных глин, которые использовал Донателло.
Анализ состава металла «Танцующего амура» показал его существенное отличие от работы Донателло. «Работа отлита позднее. Это начало XVI века», — рассказывает Бородин.
Купидон, советский лейтенант и археометрия девушки Яна Вермеера
«Нашего Вермеера не реставрировали в XX веке», — с гордостью произносит старший реставратор Дрезденской картинной галереи старых мастеров Ута Найдхарт. В собрании музея две работы Вермеера. В 1945 году они пережили ковровые бомбардировки Дрездена на чердаке замка Веезенштайн, где их отыскал советский лейтенант Леонид Рабинович. «А вслед за Рубенсом появляется Ян Вермеер — неповторимый Вермеер, Forbes Life писавший всю жизнь одни и те же комнаты и чистые, промытые до блеска улицы и дворики своего родного Дельфта и открывший в них столько тихого очарования», — писал он в своей книге «Семь дней». Все, обнаруженное отрядом Рабиновича, около 350 полотен старых мастеров, было отправлено в Москву и оказалось в хранилище Пушкинского музея. Пять наиболее пострадавших работ, например «Динарий кесаря» Тициана, на котором начал пузыриться красочный слой, отреставрировали. Остальные укрепили. В октябре 1955-го картины были отправлены в Берлин, а в июне 1956-го вернулись в восстановленные залы Дрезденской галереи старых мастеров.
До января 2022 года в Дрездене идет выставка «Ян Вермеер. В отражении», для которой собрано 10 работ художника, в том числе из Картинной галереи в Берлине, вашингтонской Национальной галереи искусств, нью-йоркской Коллекции Фрика, Лондонской национальной галереи. «Сегодня Вермеер достиг, должно быть, максимального пика зрительского восхищения и обожания, — говорит куратор выставки Ута Найдхарт. — Многие ценят его выше Рембрандта и Рубенса». Но сенсацию выставке обеспечила не щедрость мирового музейного сообщества, отпустившего шедевры из своих коллекций на гастроли в непростые пандемийные времена, а недавно отреставрированное полотно из домашней, дрезденской, коллекции — «Девушка, читающая письмо у открытого окна». В ходе реставрации картины в 2017–2020 годах специалисты удалили на полотне красочный слой, нанесенный рукой другого художника через 50 лет после завершения работы Вермеером, и за спиной девушки возникла картина в раме с изображением купидона, стоящего во весь рост. То есть через 250 лет обладания картиной Дрезденская галерея старых мастеров получила в свою коллекцию совершенно нового Вермеера: явившийся в центре картины купидон изменил композиционное, цветовое и смысловое решение произведения.