Фильм «Текст» с Александром Петровым: рецензия
В российский прокат вышла экранизация «Текста» Дмитрия Глуховского (другая версия фильма появится на видеосервисе «Старт»). По просьбе Esquire Егор Москвитин посмотрел фильм и рассказывает, почему это самое честное кино 2019 года, как режиссеру удалось создать персонажей, с которыми так легко себя ассоциировать, и при чем тут Иван Голунов.
Дар писателя Дмитрия Глуховского, кажется, состоит в том, что он умеет вводить своих читателей в состояние искусственного сна — и в этом сне заветные фантазии переплетаются с самыми сильными страхами. Роман “Метро” для кого-то был кошмаром о наступлении нового Средневековья и об агонии человечности. И в то же время он был сладкой грезой о многом запретном: о встряске иерархий, в результате которой последние станут первыми; о захватывающих приключениях вместо рабской ежедневной возни в метро; о гибели, в конце концов, этой треклятой Москвы. Метро — заплывшее жиром сердце алчного города; станции и линии — его коронарные сосуды. Подростки из маленьких городов, читая роман Глуховского, могли воображать себя и тромбами, которые добьют это сердце, и спасателями, которые вернут его к жизни.
Но “Метро” — это все же неубедительный постапокалипсис, а “Текст” — рефлексия по поводу более чем реальных страхов. Молодой студент, беспомощный и жалкий (даже на филфак он поступил по совету мамки-училки), но отзывчивый, смелый и честный, становится жертвой сверстника — генеральской сынка, самого настоящего оборотня в погонах, способного ломать чужие жизни как бы между делом, даже не получая от этого особого кайфа. Вот герой с подругой едет из Лобни в ночной клуб в сердце Москвы, чтобы отпраздновать свои маленькие университетские победы. А вот он уже оказывается в тюрьме и проводит в ней семь лет, потому что заступился за девушку перед тем самым ментом; потому что показал зубы, не подумав про свою стеклянную челюсть; потому что не заметил, как ему подбросили наркотики в задний карман. Его освобождения не дождется ни подруга, ни мама. Останется пить и мстить. Но как и в другом русском романе о дрожащей твари, неизбежное преступление — не кульминация “Текста”, а его отправная точка. Настоящие испытания начнутся, когда герой разблокирует телефон обидчика — и увидит в потрескавшемся экране бездну соблазнов. Провалится ли совестливый филолог в ту тьму, которую загрузил на свой мобильник насквозь гнилой, опьяненный своей безнаказанностью разбойник? Или все же окажется чуть сильнее своего гнева?