Фастфуд нового образца или фудхоллы приходят в Россию
Культура потребления в России продолжает эволюционировать, особенного в крупных городах. Общественное питание – одна из ключевых составляющих потребительского рынка. Если говорить про развитие общепита на примере Москвы, то в 90-х революцией стало открытие «Макдоналдса» и, возможно, менее заметное, но тоже культовое открытие первого ресторана Pizza Hut. В 2000-х посетители торговых центров осваивали фудкорты. Спустя десять лет воображение потребителей поражало разнообразие самостоятельных кафе и ресторанов разных ценовых сегментов. Что дальше? Куда движется рынок общественного питания и чем будет удивлять и привлекать потребителей в ближайшем будущем?
Во всем мире рынок общественного питания растет, иногда опережающими темпами по сравнению с оборотом розничной торговли. Например, в Америке в марте 2016 года впервые в истории люди потратили больше денег на питание вне дома, чем на покупку продуктов (т.е. готовку и питание дома). В России рост последних нескольких лет (в среднем, по данным Росстата, оборот общественного питания увеличивался на 5-10% ежегодно с 2000 до 2013 гг.) скорректировался падением в 2009 и 2015-2016 годах. Но даже при условии сохранения темпов роста, потенциал развития рынка велик – на данный момент в целом по стране оборот продовольственных товаров почти в 10 раз больше оборота питания вне дома.
Массовая культура питания вне дома начала формироваться в России именно с многочасовых очередей в первый «Макдоналдс». Тогда поход в первые точки фастфуда рассматривался как выдающееся событие, уникальная возможность урвать кусочек американской культуры. В рестораны (пусть даже это были рестораны быстрого питания) ходили не чтобы питаться и проводить время, а чтобы приобщиться к «роскоши». Ситуация менялась с развитием сети «Макдональдс», появлением первых ресторанных сетей от российских операторов – неожиданная популярность первого ресторана «Ёлки-Палки» привела к появлению новой сети, хотя изначально больше одной точки открывать не планировалось. Эта и другие подобные концепции стали своеобразным мостом от ресторанного бизнеса к массовому потребителю. Оказалось, что рестораны могут быть доступными.