Как Наталья Водянова превратилась в инвестора и социального предпринимателя

Forbes WomanБизнес

Наталья Водянова: Из Суперновы — в Суперангела

Текст / Юлия Варшавская

Плащ Celine, часы Chopard Alpine Eagle, серьги Mercury с бриллиантами

Чтобы поймать для интервью и съемки Наталью Водянову, мы были готовы отправиться куда угодно — в графике этого благотворителя, общественного деятеля, ангельского инвестора и социального предпринимателя мало свободных слотов. Мы были готовы даже штурмовать осажденный карантином Париж, но получилось все гораздо интереснее — мы встретились с Натальей в ее родном Нижнем Новгороде. И не просто в Нижнем, а в день празднования 800-летия города, для которого Водянова сделала за последние 17 лет действительно много. По крайней мере за развитие инклюзивного общества точно ответственны специалисты местного Центра фонда «Обнаженные сердца», который Наталья создала еще в 2004 году. В октябре 2021 года центру исполняется 10 лет.

Вероятно, вы обратили внимание, что в нашем списке регалий Натальи Водяновой нет канонического «супермодель». Дело в том, что ее удивительная история (как говорится, «русской Золушки») была пересказана тысячи раз во всех мировых медиа: продавала фрукты на рынке в Нижнем — попала в местное модельное агентство — оказалась в Париже. Дальше годы тяжелой работы и большого успеха, статус главной русскоязычной супермодели мира, пятеро детей, брак с наследником LVMH Антуаном Арно. А главное, почти два десятилетия масштабной благотворительной деятельности, вдохновленной личной историей: младшая сестра Натальи Оксана родилась с расстройством аутистического спектра и ДЦП.

Редакцию Forbes Woman эта сказочная история впечатляет в той же мере, что и всю планету, но, как известно, новые времена рождают новые сказки — героини ХХI века открывают свое дело, ломают стереотипы и занимаются венчурными инвестициями. Уже несколько лет Наталья Водянова вместе со своим партнером Тимоном Афинским — инвестор социально значимых стартапов. Она не просто вкладывает средства в проекты, но активно участвует в их развитии. Среди них такие успешные на мировом рынке приложения, как Flo, PicsArt, Loóna, Prisma, Wannaby, Re-Face, e-gree. Еще есть проекты, где Наталья и Тимон стали сооснователями: сервис для поиска, общения и времяпровождения людей с общими интересами в реальной жизни Locals.org (вместе с основателями MSQRD Евгением Невгенем и Сергеем Гончаром) и производство экологичных масок Masuku.

В большом интервью Forbes Woman Наталья рассказала, как VC вошел в ее жизнь и по каким принципам они с партнером выбирают проекты для инвестирования, как отношение к особенным детям определяет состояние общества и почему у нее нет стереотипных представлений о мире, женщинах и самой себе.

Наталья, в последние несколько лет рядом с вашим именем все чаще стоят не только титулы «супермодель» и «благотворитель», но «инвестор» и «социальный предприниматель». Как вы относитесь к этой трансформации? Насколько для вас это важно?

Знаете, я долго работала над самой главной трансформацией — чтобы перестали писать «модель», а писали «благотворитель». Не потому, что мне важны титулы, а потому, что мне важно при каждой возможности говорить о своей миссии. И вот за это мне нужно было посражаться (Тимон, кстати, участвовал в этом сражении, с тех пор мы и знаем друг друга). Когда ты публичный человек, у тебя есть возможность сделать что-то хорошее. Плохое тоже, но это не наша история.

И в моей трансформации в инвестора тоже есть миссия. Это вообще один из самых важных факторов для нашего с Тимоном инвестирования — какую глобальную цель преследует проект, в который мы вкладываемся. Но за этот «титул» сражаться не пришлось, все получилось естественно. Это здорово и правильно, потому что людям становится интересно: а что за инвестиции мы делаем? Они видят такие компании, как Flo, PicsArt, Loóna, которые улучшают жизни людей своим продуктом.

Ваше первое знакомство с миром технологий состоялось через создание приложения Elbi, которое напрямую связано с донатами в фонды, с фандрайзингом. Вы тогда воспринимали этот шаг как продолжение вашей благотворительной деятельности, а не бизнес?

Это было исключительно про благотворительность. У меня была и остается до сих пор задача — демократизировать благотворительность в целом. Потому что я хорошо знаю, что большинству людей сложно ассоциировать себя с такими яркими словами, как «филантроп» или «меценат». Для них это что-то недоступное. Но ведь на самом деле каждый человек имеет потенциал сделать что-то хорошее, помочь, пожертвовать. В то время, когда появилась идея Elbi, уже были такие акции, как Ice Bucket Challenge, доказавшие, что люди готовы жертвовать сотни миллионов, если ты правильно подаешь им информацию.

Вообще идея Elbi родилась в попытке превратить негативное в созидательное. Однажды я запостила в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) какую-то смешную фотографию, которая получила огромное количество лайков. А до нее — фото с открытия парка фонда «Обнаженные сердца», которую «оценили» в 10 раз меньше, естественно. Тогда я поняла, что Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — это, мягко говоря, не самая лучшая платформа для благотворительных организаций и для продвижения важной миссии. Плюс там лайки не превращаются в действие. Это сегодня мы знаем, что Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) может быть хорошим большим бизнесом, в какой-то момент они ввели donate button, а четыре года назад это была социальная сеть just for fun.

Тогда мы и придумали идею Elbi, где вместо лайков человек нажимал кнопку Love и таким образом делал микропожертвование в $1 в поддержку того или иного фонда, благотворительной акции. Мы придумали слоган: «Если ты что-то действительно любишь, ты готов поддержать это деньгами». Мы довольно быстро получили большую поддержку от компании Apple, которая освободила нас от комиссии за каждую трансакцию и предоставила функционал Apple Pay.

Мы собрали в Elbi более 70 организаций из 100 стран, стали приложением дня почти во всех регионах Apple и вдохновили тогда очень многих. Но проблема была в том, что Elbi все-таки технологический стартап, а у нас не было никакой экспертизы в этой области. Очень сложно было искать и отбирать команду. Но так как мы находились в постоянном поиске, знакомились с новыми интересными людьми, у нас расширялся круг общения в этой индустрии. И во многом благодаря этому в какой-то момент, года три назад, мы познакомились с Женей Невгенем и Сережей Гончаром (создатели приложения MSQRD. — Forbes Woman). Они рассказали нам, что мечтают создать новый продукт, который в итоге и стал нашим совместным проектом Locals.org. И в их идее было то, чего так не хватало Elbi, — технологическая экспертиза и масштабируемая модель. А именно о возможности масштабировать комьюнити я всегда мечтала. В итоге получился сервис для поиска, общения и времяпровождения людей с общими интересами в реальной жизни. Маленькие проекты превращать в большой импакт. А главное, проживать вместе разный опыт, от обычных встреч на кофе до целых приключений или волонтерских мероприятий, куда их приводят общие ценности и желание сделать что-то полезное.

Тимон Афинский: Здесь немаловажным является то, что к моменту сотрудничества с Locals мы с Натальей уже были достаточно прожженными ангельскими инвесторами и имели некий опыт по созданию и развитию стартапов. На данный момент у нас уже порядка 20 компаний. Однако особенность Locals как нашего общего baby в том, что здесь мы собрали такую dream team, суперкоманду. И сегодня это наш, пожалуй, самый важный проект, на который мы бросили все свои силы.

На Наталье: пиджак, брюки и ботинки Prada, майка Helmut Lang, носки H&M, часы Chopard Alpine Eagle, серьги Mercury с бриллиантами. На Тимоне: плащ Bottega Veneta, остальные вещи — собственность героя

Кажется, что эти два проекта — Elbi и Locals — объединяет важная идея: демократизация, доступность благотворительности. Вы одна из немногих в России, кто много лет делает благотворительность в хорошем смысле модной. Почему, на ваш взгляд, эта идея все еще плохо работает в России? Почему нам все еще нужна драма?

Это хороший вопрос, но у меня другой опыт. Почему не работает? За те 17 лет, что существует фонд «Обнаженные сердца», мы видим огромный результат. Да еще 10 лет назад было все по-другому. Когда мы начали заниматься тяжелой на подъем темой инвалидности в России, мне все говорили: «Нет, это никому не интересно, это не продают журналы». А сейчас мы видим, что те первые храбрые журналисты и издания, которые поддержали нас, выиграли, потому что у нас были классные медийные истории, которые очень хорошо продавались. Сначала мы с мамой появились на обложке «7 дней» с нашей личной историей. Потом стали рассказывать про другие семьи, про центр в Нижнем Новгороде.

Следующим большим шагом был проект с Димой Биланом — его клип «Не молчи», который просто захватил все чарты, три дня был в топе «Яндекса». Притом что за три дня до выхода клипа случилась та самая история с кафе «Фламинго», когда мою сестру выгнали оттуда из-за ее особенностей. Представляете, у нас наполеоновские планы, мы собираемся танцевать и покорять музыкальные чарты, а тут такой скандал. Но в итоге история с кафе только подогрела внимание общества. Многие тогда сказали: мы не хотим быть такими, как охранник из «Фламинго», мы принимаем всех людей такими, как они есть.

Потом, конечно, была Паралимпиада и обложка Cosmopolitan в 2014 году — с паралимпийской чемпионкой по плаванию Олесей Владыкиной, красавицей и героиней. Я помню, как мы уговаривали редакцию не придумывать никаких трюков, чтобы скрыть ее инвалидность, — они, понятно, боялись, что уйдут рекламодатели и читатели. В итоге им до сих пор приходят письма благодарности за ту обложку.

Что способствовало этим изменениям?

Для того чтобы поменять эту действительность, нужно поменять многое. Историю для того клипа Димы Билана написала я, и, по сути, это история моей мамы. В то время от женщин с особенными детьми не только уходили мужчины, но и отворачивалась семья, соседи, вообще все. Эти люди оставались как будто на острове — им не к кому обратиться, хотя они продолжают жить в обществе. А сегодня это общество совсем другое даже в России. Я определяю состояние общества по отношению к нашим детям и к нашим семьям. Так вот, 10 лет назад и сегодня — это просто день и ночь. Сегодня к нам в центр приходят совсем другие родители. Еще 10 лет назад они могли только плакать, потому что чувствовали себя одинокими отшельниками на острове со своими бедами и со своим ребенком. Сегодня приходят родители, которые информированны, которые задают умные вопросы, которые требуют большего и у которых нет вот этого синдрома несчастного человека. Нет отчаяния.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Александр Раппопорт о женщинах на кухне, консервативной Москве и гиде Michelin Александр Раппопорт о женщинах на кухне, консервативной Москве и гиде Michelin

Александр Раппопорт о том, почему сейчас женщины начали занимать должности шефов

Forbes
Неореализм Неореализм

Киану Ривз, человек в Голливуде, который нравится абсолютно всем

Esquire
Подточить клыки, установить камеру: странные запросы пациентов стоматолога Подточить клыки, установить камеру: странные запросы пациентов стоматолога

Странные пожелания пациентов стоматолога

Cosmopolitan
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Какие женщины отталкивают мужчин? Рассуждает Михаил Лабковский Какие женщины отталкивают мужчин? Рассуждает Михаил Лабковский

Несколько эффективных способов отпугнуть мужчину, того совершенно не желая

VOICE
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
От первого в СССР магазина с западными стандартами до устаревшего ТЦ: история универмага «Москва» От первого в СССР магазина с западными стандартами до устаревшего ТЦ: история универмага «Москва»

История универмага «Москва»

VC.RU
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Торнадо многозадачности: как использовать «соковыжималку» для борьбы с тревогой Торнадо многозадачности: как использовать «соковыжималку» для борьбы с тревогой

Отрывок из книги «Разберись с тревогой» Риса Уильямс

Forbes
2009 год 2009 год

Гибель Сергея Магнитского, закрытие Черкизовского рынка и новая Россия

Esquire
Семь лет в ящике под кроватью: история похищения Коллин Стэн Семь лет в ящике под кроватью: история похищения Коллин Стэн

Семь лет Коллин Стэн провела в ящике под кроватью

Cosmopolitan
Порно горница людей Порно горница людей

Книга — лучший подарок для молодого человека

Tatler
Древние сибиряки оказались предками таримских мумий Древние сибиряки оказались предками таримских мумий

Палеогенетики разобрались в происхождении населения Синьцзяна бронзового века

N+1
ПМС: инструкция по выживанию для мужчин ПМС: инструкция по выживанию для мужчин

ПМС — этого врага ты должен знать в лицо

Maxim
Не женщина и не поэт: почему Нобелевскую премию получил писатель из Танзании Не женщина и не поэт: почему Нобелевскую премию получил писатель из Танзании

Могло ли вручение Нобелевской премии Гурне быть политическим решением

Forbes
Викинги побывали в Канаде в 1021 году Викинги побывали в Канаде в 1021 году

Викинги присутствовали на острове Ньюфаундленд в 1021 году нашей эры

N+1
Генератор культуры Генератор культуры

ГЭС‑2 станет вырабатывать энергию современного искусства

AD
«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна: фильм о Сталине или автопортрет режиссера? «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна: фильм о Сталине или автопортрет режиссера?

О наследии картины «Иван Грозный» Эйзенштейна, о том, как она смотрится сегодня

Esquire
Киноварь приглянулась древним жителям Иберии в эпоху энеолита Киноварь приглянулась древним жителям Иберии в эпоху энеолита

Широкое использование киновари прекратилось лишь в эпоху ранней бронзы

N+1
Праздник-проказник Праздник-проказник

Детям праздник нужен для того, чтобы в этот день делать всё, что душе угодно

ПУСК
Яичная диета: похудеть, но не закукарекать Яичная диета: похудеть, но не закукарекать

Как безопасно худеть на яйцах?

Cosmopolitan
Кто такая Дикая Женщина и как ее в себе найти Кто такая Дикая Женщина и как ее в себе найти

Почему нам настолько тяжело прислушиваться к себе?

Psychologies
«У них лилась кровь — но кровь-то черная была» «У них лилась кровь — но кровь-то черная была»

Юрий Норштейн, Рената Литвинова и другие о самых страшных фильмах в их жизни

Weekend
Джейсон Стейтем Джейсон Стейтем

Джейсон Стейтем — воплощение мужественности, брутальности и сексуальности

Maxim
Археологи раскопали в Верхней Нубии 142 погребения эпохи неолита Археологи раскопали в Верхней Нубии 142 погребения эпохи неолита

В Верхней Нубии обнаружили 142 человеческих погребения эпохи неолита

N+1
Средневековый вопрос: каким получился фильм «Последняя дуэль» Средневековый вопрос: каким получился фильм «Последняя дуэль»

Зачем «Последней дуэли» переодевать актуальную тему в средневековое платье

РБК
Нужен характер Нужен характер

В борьбе с раком молочной железы многое зависит от решимости пациенток

Cosmopolitan
Раскрыты характеристики российской многоразовой ракеты с поворотным крылом Раскрыты характеристики российской многоразовой ракеты с поворотным крылом

Российские специалисты рассказали о характеристиках ракеты-носителя «Иркут»

N+1
Online как повод для знакомства Online как повод для знакомства

Кого мы ищем в виртуальном пространстве и кого находим?

Psychologies
Открыть в приложении