Эстетика квадратных метров: как меняются требования покупателей к облику жилых комплексов
Еще 15–20 лет назад ни одному покупателю двушки на окраине не пришло бы в голову требовать от застройщика дизайнерской отделки фасада и закрытого зеленого двора. Сегодня же люди все реже рассматривают квартиры в штампованных коробках. Как менялись запросы потребителей к облику новостроек и что люди ожидают от недвижимости сейчас, рассказывает Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 Девелопмент»
В начале нулевых внешний вид дома в массмаркете никак не влиял на решение о покупке — но не из-за вкусов аудитории, а из-за отсутствия вариантов. Выбирать было особенно не из чего: большинство новостроек представляли собой типовые коробки. Решение покупателей определялось другими факторами: ценой, площадью квартиры и районом. И отлично, если у дома был хотя бы небольшой двор, а окна не выходили на стену соседнего здания.
В элитном сегменте, наоборот, покупатели стремились выделиться: чем вычурнее здание, тем лучше. В архитектуре тогда господствовал знаменитый капром, главными чертами которого были китч, эклектика и избыток украшений. В Москве частным проявлением капиталистического романтизма стала лужковская архитектура (яркий пример — торговый центр «Наутилус» на Лубянке). В такой же стилистике строились и жилые дома для обеспеченных горожан: например, жилой дом «Патриарх» на Патриарших прудах, дом-парус на Ходынке, ЖК «Аврора» в Петербурге или дом «У Троицкого» в Минске.
Дворы и фасады
В масс-маркете первые попытки придать зданиям индивидуальность начались с цветовой отделки фасадов. Опыта экспериментов с архитектурой, материалами, придомовой территорией на территории бывшего СССР еще не было, поэтому самым простым способом привлечь покупателей без значительного удорожания проекта стала яркая расцветка, которая выделяла здание из множества безликих «человейников». Появление таких проектов заставило покупателей обратить внимание на то, как выглядит их будущий дом снаружи. Визуальный облик впервые начал играть роль конкурентного преимущества.
Следом появились и другие новшества: в стремлении переключить внимание клиентов на себя застройщики создавали все более продуманную и сложную архитектуру, экспериментировали с отделкой, оформлением входных зон и мест общего пользования. С трансформацией визуального облика зданий усложнялись и требования покупателей. И ключевым запросом нового времени стало наличие благоустроенной придомовой территории.
Стремление к комфорту и безопасности заставило людей ценить закрытые дворы без машин, просторные детские и спортивные площадки, здоровую зеленую среду. Озелененные пространства особенно актуальны в больших городах, поскольку жители, по сути, получают собственный уголок природы среди каменных джунглей. Очень скоро благоустройство стало одним из главных запросов покупателей во всех сегментах недвижимости — и если еще несколько лет назад зеленый закрытый двор был роскошью, то сегодня это уже фактически стандарт.